Московский Патриархат (РПЦ МП) отреагировал на революционное решение Константинопольского Патриархата, отбросившего ее на уровень XVII века, не менее радикальным решением. Вводные сведения обо всей этой истории см. здесь.
Собравшийся вчера в Минске Синод РПЦ МП во главе лично с товарищем Гундяевым объявил о том, что Русская Православная Церковь разрывает евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом, который, напомним, считается Вселенским, то есть, старшим среди всех православных церквей.
Говоря по-простому, московские попы вынесли "православный такфир" греческим, объявив, что в их церквях прихожанам РПЦ МП молиться нельзя и совершаемые ими ритуальные действия ("таинства") больше не признаются.
Сперва сухие факты - что это означает для самих же прихожан РПЦ МП.
1. Не секрет, что в последние годы внутри российской политической элиты сложился настоящий культ Афона. Многие высокопоставленные чиновники регулярно ездили на гору, расположенную на этом греческом полуострове, слывущем центром православного мистицизма, чтобы поучавствовать в мистериях или, по крайней мере, прослыть среди коллег православными мистиками (которые из них такие же, какими они раньше были коммунистами). Летал туда и сам "национальный лидер", вокруг чего была развернута целая пропагандистская кампания на тему "Путин - воцерковленный государь и надежда мирового православия".
Так вот, теперь все - летать членам Афонского культа будет некуда, так как за исключением одного монастыря, который для них уж больно радикален и много лет находится в осаде, все остальные монастыри Афона относятся именно к Константинопольскому Патриархату. Так что, придется им теперь заниматься церковным импортозамещением, а ведь многие из них успели накупить рядом с Афоном виллы на миллионы долларов, чтобы совмещать "приятное с полезным". Если же они продолжат это делать и дальше, игнорируя решения РПЦ МП, то внутри российских правящих кругов возникнет настоящая "пятая колонна" с далеко идущими последствиями для их единства.
2. Значительный ущерб нанесен русским православным диаспорам в западных странах, где тесно переплетены приходы церквей Константинопольского Патриархата и РПЦ МП. Как правило, в этих странах существуют ограниченные подворья РПЦ МП, но официально основная часть православных на местах в них относятся к митрополиям, находящимся под юрисдикцией Константинополя. Поэтому многие православные, включая местных русских, не видели принципиальной разницы, в какие из этих церквей ходить, воспринимая их как часть единой вселенской православной церкви.
Теперь по этому единству нанесен удар, и в приходах, относящихся к подворьям РПЦ МП, уже предупреждают людей (впрочем, это началось еще до вынесения вчерашнего решения), что молясь в тех церквях, в которых они до этого годами и десятителями молились, они становятся "вероотступниками".
3. По мелочи - некомфортно теперь будет православным русским туристам, которые раньше могли зайти в любую православную церковь в Стамбуле, Анталии, на Крите, других местах и поставить свечку. В большинство из этих мест им теперь вход заказан, причем, их же церковью, согласно позиции которой, они в этом случае превратятся в "вероотступников".
Ставший в последние годы изгоем внутри РПЦ МП опальный диакон Андрей Кураев охарактеризовал последствия этого решения для православных русских следующим образом: "...нас ждет деградирование до уровня церкви-одной-нации. Ну как Армянская". По его мнению, действия РПЦ МП теперь логически ведут либо к разрыву отношений с другими поместными православными церквями, которые, разумееся, сохраняют евхаристическое общение с Константинополем (даже, если осуждают его действия в Украине, как Сербская церковь), либо к подрыву церковных догматов (аналогичных принципу "кто не считает кафира кафиром, тот сам кафир"):
""Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен". «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2).
Наш синод сам это признает: "вступление с раскольниками в евхаристическое общение является каноническим преступлением и влечет за собой соответствующие прещения". То есть все вступившие в общение с еретиками и раскольниками подлежат чистке".
Самое забавное, однако, в том, что превращение в "новых армян" - это как раз то, чего хотела избежать РПЦ МП, пытаясь предотвратить церковную независимость Украинской Православной Церкви и вступая из-за этого в спор со вселенским Константинопольским Патриархатом. Для империи РПЦ МП как стержневой структуры "русского мира" такой исход был бы (и будет!) смерти подобен - ведь активно используя русский национализм в своих целях, превращаться в церковь русского народа они ой как не хотят. Потому что, в этом случае им придется потерять не только Украину и Беларусь, но и следующим этапом православных чувашей или кряшен внутри самой России, которым Константинополь может предоставить автокефалию. Более того, в пику РПЦ МП новая если не митрополия, то новые приходы под ставропигией (прямым управлением) Константинополя могут быть созданы и для самих православных русских в России. И с учетом того, что последователей афонского мистицизма сейчас фактически изгоняют из РПЦ МП, они могут устремиться туда.
В общем, химера т.н. "русского мира" (который не является ни русским, ни миром) стремительно рассыпается на наших глазах. И могильщиками его становятся именно те, кто больше всего кричат о его защите.