Появится ли на Балканах новый Израиль - непризнанная ядерная держава, возникшая при помощи России в обход режима нераспространения ядерного оружия?
Речь, конечно, идет о главных проводниках политики Москвы на Балканах - сербах. Об их движениях в направлении, позволяющем обсуждать такую возможность, чуть позже, а пока начнем с итогов выборов в Боснии и Герцеговине (БиГ), имеющих к этой теме непосредственное отношение.
Так, мы уже писали о том, что перед выборами Владимир Путин внезапно принял в Сочи (и днем позже в Москве - Александра Вучича) главу т.н. Республики Сербской Милорада Додика и пожелал ему победы на выборах в коллективное президентство БиГ. То есть, открытая поддержка Москвы была оказана политику, обещающему покончить с государством, в сопрезиденты которого он избирался, чтобы уже в этом веке объединить в одно государство Республику Сербскую БиГ и Сербию.
Милорад Додик на выборах сопрезидента БиГ от сербов победил, набрав 53,79% голосов, а его преемница Желька Цвиянович возглавит после него т.н. Республику Сербскую БиГ, получив на выборах ее главы наибольшее количество голосов - 47,53%.
Это хорошая новость для Москвы, ждавшей этой победы, и плохая для БиГ, чьими нескрывающимися врагами являются Цвиянович и Додик. Однако возможностей раскачивать БиГ, используя легальные инструменты ее коллективного президентства, у Додика будет меньше, чем он надеялся. Дело в том, что сопрезидентом от второго народа - хорватов, объединившись с которыми сербские шовинисты планировали противостоять мусульманам-боснякам, неожиданно был избран не союзник Додика - Драган Чович, а убежденный боснийский патриот Желько Комшич.
Комшич получил 52,83% голосов, существенно опередив Човича, набравшего лишь 35,74%. Но по мнению хорватских националистов, сделать ему это удалось благодаря голосам тех босняков, которые организованно голосовали за кандидатов в члены коллективного президентства не от своего босняцкого народа, а от чужого хорватского, чтобы протащить нужного им кандидата. На этом основании сторонники Човича и стоящей за ним Хорватии заявляют, что Комшич не представляет хорватов и что последним нужна своя республика, которая бы их обезопасила от гегемонии босняков. Но легальных возможностей добиться этого, не посягая на Дейтонский мир, гарантированный международным сообществом, у них нет. В итоге, представлять хорватов будет патриот Боснии и союзник босняков Комшич, а не агент влияния Хорватии и сторонник обособления хорватов Чович.
Еще одни надежды, которые не оправдались у Москвы, Белграда и Додика - на выборы в коллективное президентство БиГ от самого босняцкого народа. Мусульманским патриотам из партии отца-основателя независимой Боснии - Алии Изетбеговича на них противостояли наследники югославских коммунистов-интернационалистов в лице Дениса Бекировича и просербский олигарх Фахрутдин Радонич. Они получили 33,67% и 12,89% соответственно, уступив кандидату мусульманских патриотов Шефику Джаферовичу, набравшему 36,89% голосов и занявшему должность сопрезидента БиГ от босняцкого народа (выборы в БиШ проходят в один тур).
Показательно, что и Джаферович, и Комшич, которые будут представлять интересы БиГ в ее сопрезидентстве, противостоя сепаратисту Додику, легендарные участники войны в 90-е годы. Джаферович возглавлял военную контрразведку Армии БиГ, а Комшич является каваллером высшей военной награды - Ордена Золотой Лилии.
Подобный боевой опыт и настрой патриотам БиГ для противостояния ее врагам будет как нельзя кстати. Особенно с учетом того, что в свете избрания пробоснийского кандидата сопрезидентом от хорватов сепаратисты будут вынуждены либо умерить свои амбиции, либо перейти к действиям вне правового поля.
И вот тут впору вернуться к тому, с чего начиналась эта статья. На днях, одновременно с подготовкой к выборам в БиГ глава госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев пригласил специалистов из Сербии принять участие в проекте очередного ядерного реактора, который будет строиться в России. Двумя месяцами ранее тот же самый Росатом подписал соглашение о сотрудничестве с министерством инноваций Сербии в лице его главы Ненада Поповича.
Разумеется, обе стороны заявляют о сугубо мирном характере этого сотрудничества. В частности, по уверению сербской стороны, оно ей нужно для решения проблем недостатка энергии, а также активного использования ядерных технологий в медицине и агропромышленности. Однако не будем забывать, что одновременно с этим сербы - причем, как из Сербии, так и из Республики Сербской в БиГ, ездили в Москву за оружием и получали соответствующие контракты, а инструктора российских ЧВК открыто тренировали сербских боевиков, не скрывающих, что готовятся к новой войне в БиГ.
Если добавить сюда предвоенное состояние отношений Сербии и Косово и провокационные заявления российского посла по этому поводу, сотрудничество Москвы и Белграда в ядерной сфере, как минимум, вызывает серьезные вопросы. Ведь в адрес Кремля уже выдвигались обвинения в поставке ядерных технологий безумному режиму КНДР, а прямо сейчас Москва открыто поставляет комплексы С-300 режиму Асада.
Можно ли в этой связи быт уверенными, что в рамках подготовки к возможному переделу границ на Балканах с помощью оружия Сербия внезапно не окажется непризнанной ядерной державой?