В сентябре 2018 года южноафриканский журналист Азад Эсса написал статью для независимого издания IOL, в которой обсудил преследование более 1 миллиона уйгурских мусульман в китайской провинции Синьцзян. По словам Эссы, в статье обсуждалась неспособность африканских лидеров призвать к ответу Китай в отношении дискриминации, которую испытывает тюрко-мусульманская община. Эта статья появилась сразу после китайско-африканского форума в Пекине и поднимала правильные вопросы. Статья была опубликована в печатной газете, но это был последний материал Эссы. Затем его колонка была отменена из-за «редизайна статьи», а статья, о которой идет речь, не была опубликована в Интернете. Эсса говорит, что ожидал реакции, но вовсе не такой серьезной и резкой.
В статье сообщалось о китайском обращении с мусульманами уйгурами, о том, что по меньшей мере миллион уйгуров отправили в лагеря перевоспитания, «как будто они страдают от психических заболеваний». Эсса сообщал, что в лагерях их насильно кормят коммунистической партийной пропагандой, и если они не подчиняются, лишаются сна, подвергают одиночному заключению или физическому насилию.
История с журналистом раскрывает неприглядный факт — Африка так увлеклась своей дружбой с Китаем ради борьбы с западным империализмом, что не замечает китайский империализм. Две китайские фирмы владеют одной пятой долей акций в компании-учредители IOL, Independent Media, которая является второй по величие медиа-компанией в ЮАР. Это дает фирмам огромную власть принятия решений в компании, с последствиями стать «самым ярым болельщиком Китая». Не удивительно, что Эссе указали на дверь, при этом не дав ни объяснений ни обвинений. Китайские набеги на африканские СМИ стали более очевидными, поскольку их пропагандистский механизм продвигает менее одиозную картину страны для противодействия западной «демонизации».