События

Раунд за Эрдоганом: Идлиб пока удалось отстоять

Очередная по счету встреча Эрдогана и Путина по проблеме Идлиба, состоявшаяся вчера в Сочи, завершилась их итоговой пресс-конференцией с оглашением ее результатов. И, судя по лицам ключевых членов российской делегации при их оглашении (см. фото выше), понравились они далеко не всем.

Понятно, почему. Если судить по озвученным параметрам, тяжба за Идлиб между Турцией, с одной стороны, и Россией - Ираном - режимом Асада, с другой, выиграна Эрдоганом. Как заявил после встречи министр обороны России Шойгу, масштабной военной операции в Идлибе не будет, хотя именно на нее была нацелена российская военно-дипломатическая машина, представители которой восприняли эту новость с совсем нерадостными лицами.

Вместо этого достигнута договоренность о создании демилитаризованной зоны вдоль линии соприкосновения враждующих сторон глубиной в 15-20 километров. На картах ниже, составленных экспертами (это гипотезы, а не официальные проекты), обрисованы возможные форматы разграничения.

Вот как выглядит относительно оптимистический для сирийского суннитского сопротивления вариант.

А вот это уже гораздо более пессимистический вариант.

Теперь по сути договоренностей. Опять же, пока озвучены лишь самые общие их параметры, и нет сомнения, что в ходе согласования деталей российские военные будут старатся выжать из них для себя и, соответственно, отжать у Турции и повстанцев все, что можно.

Основная идея зоны разграничения заключается в том, что из нее должны уйти радикальные группы повстанцев (об этом ниже) с тяжелым вооружением, но силы режима при этом в нее тоже не войдут. Вместо этого патрулировать ее должны будут турецкие и российские силы. Неясно на данный момент, смогут ли в этой зоне остаться "нерадикальные" группы повстанцев без тяжелого вооружения, или они тоже должны будут уйти. Очевидно, что все эти детали станут предметом напряженных переговоров военных и дипломатов двух стран.

В целом, надо признать, что описанная рамка договоренностей в нынешних условиях - максимум из того, чего мог добиться Эрдоган, и его личный успех. Да, не только и не столько турецкий, сколько лично его, так как в Турции, на самых разных уровнях, включая и власть, весьма сильны позиции тех, кто уже давно выступает за полное примирение с режимом Асада, его официальное признание в качестве законной власти Сирии, передачу под его контроль всех ее территорий с возвращением на них всех сирийских беженцев из Турции. И если удастся отстоять последний оплот сирийской революции, начинавшейся совсем в другой исторической реальности, то это заслуга лично Эрдогана и следствие его приверженности хотя бы моральным обязательствам, взятым на себя в тот период, при том, что от политических целей этой ркволюции уже мало что осталось...

Тем не менее, сохранение под контролем протурецких повстанческих сил Идлиба вдобавок к территориям "Щита Евфрата" и "Оливковой ветви" означает закрепление протектората, то есть, защищенной суннитской территории, гарантированной турецкой военной мощью и экономической поддержкой. Понятно, почему у российских военных и дипломатов сегодня были такие лица - еще недавно они настаивали на том, что под контроль Асада должна перейти "вся национальная территория". Сохранение же, пусть небольшого (хотя, не такой уж он и маленький), очага сирийского вооруженного сопротивления и завоеванной свободы от режима, будет означать надежду для одних и угрозу для других. Ведь понятно, что режим способен существовать исключительно на иранских и русских штыках, а они сегодня есть, а завтра нет... В этом и заключается принципиальная разница между "таджикским" и "дейтонским" сценариями перемирия в сирийской войне, о которой мы писали почти 2 года назад. Все эти "примирения", которые можно было наблюдать в Гуте и Дераа - это классический таджикский вариант, то есть, сдача на милость победителю под изначально лживые гарантии и обещания, с той разницей, что расправа над поверившими в них осуществляется не через несколько десятилетий и лет, а через несколько недель и дней, как это происходит сейчас. Именно такой сценарий и готовили Дамаск, Москва и Тегеран для Идлиба и продавливали под него Анкару. Однако пока ей удалось отстоять принципиально отличный сценарий - сохранение независимой от режима территории, подконтрольной своим военно-политическим структурам, да еще и под защитой (протекторатом) Турции.

Однако есть одна ложка дегтя, без которой этой бочке меда не обойтись. Так, мы обещали вернуться к вопросу о "радикальных" и "нерадикальных" группах повстанцев, и конечно же, речь идет в первую очередь о Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ), исторически связанном с Аль-Каидой*, но вышедшим из нее, а также "Хуррас ад-Дин", которая, напротив, открыто сохраняет ей лояльность. Решение вопроса таких групп уже давно назрело и перезрело, и мы свою позицию об этом высказывали не раз. Но, справедливости ради, после того, что происходило в Гуте и Дераа, это решение не может быть движением в одну сторону. Потому что, в отношении ХТШ, по крайней мере, можно не сомневаться, что они не пойдут на подобные сценарии "примирения" с режимом с вступлением в его ряды, как это делали некоторые группы. А значит, взамен этой гарантии должна быть предложена не менее надежная, причем, сделать это должна Турция, от которой требуют решения вопроса ХТШ.

Сегодня Эрдоган заявил, что если российская армия находится в Сирии по приглашению режима, то турецкая армия находится там по приглашению сирийского народа. Звучит, конечно, красиво, но "народ" - понятие эфемерное, тогда как "режим", нравится он или нет, в мире обычно воспринимается как "законная власть" данной страны. Если же Анкара так не считает, о чем ее представители заявляли не раз, было бы логично установить официальные отношения с органами власти на освобожденных территориях, предоставив друг другу взаимные гарантии, в том числе, безопасности. Вот под такой формат было бы уже вполне уместо требовать устранения всех группировок, которые ему противоречат, не порождая при этом сомнений относительно того, что вслед за ними будут "примирены" (по сценарию Гуты и Дераа) и остальные. 

 

* - внесена в списки террористических организаций во многих странах мира, включая РФ

Комментарии 0