Манифест, опубликованный во французской ежедневной газете Le Parisien 21 апреля, подписанный примерно 300 видными «интеллектуалами» и политиками, включая бывшего президента Николя Саркози и бывшего премьер-министра Мануэля Вальса, вызвал настоящий шок. Утверждая, что Коран возбуждает насилие, он настаивает на том, чтобы «стихи Корана, призывающие к убийству и наказанию евреев, христиан и неверующих, были признаны неактуальными со стороны религиозных мусульманских авторитетов», так чтобы «ни один верующий не мог ссылаться на священный текст для совершения преступления».
Хотя не совсем ясно, что имеется в виду под «устареванием», очевидно, и это то, как мусульмане восприняли данный манифест, что французские интеллектуалы призывают к фактической ревизии Священного Корана. Попытка реформировать Ислам во Франции уже кажется превратилась в национальный промысел, ведь недавно еще Эммануэль Макрон заявил о планах по перестройку «французского Ислама». Однако, даже Макрон не говорил о том, что мусульманам следует пересмотреть Слово Всевышнего, и что-то удалить оттуда либо что-то изменить.
Манифест появился как ответ французских интеллектуалов на рост анти-семитизма во Франции, и в частности на некоторые акты антисемитского насилия, совершенного арабами. Как известно, Франция является домом для крупнейшей еврейской общины в Европе. С начала 2000-х годов французские евреи говорят о росте антисемитских настроений, и хотя в 2017 году было меньше таких инцидентов, чем в 2016 году, те, которые все же имели место, были более жестокими по своей природе. Эта волна насилия, по мнению авторов манифеста, является частью того, что они называют «новым антисемитизмом» - новым в том смысле, что его носителями являются не правые радикалы, а французские мусульмане. Манифест осудил то, что он считает отказом правительства и средств массовой информации признать этот «мусульманский антисемитизм». Он также назвал «малообъемной этнической чисткой» тенденцию, которая заставляет еврейские семьи менять места жительства, оставляя пригороды, являющиеся теперь домом для значительного числа иммигрантов, и забирая своих детей из государственных школ.
Разумеется, этот манифест вызвал немедленный протест среди мусульман во Франции и за ее пределами. Спустя несколько дней после выхода манифеста 30 имамов подписали встречное письмо в Le Monde. Обсерватория по исламофобии, организация, связанная с египетским правительством, описала манифест как «ненавистный расизм», который доказывает, что «Франция не являются землей, где приветствуют Ислам». Предложение об отмене некоторых стихов Корана оказалось наиболее возмутительным. Имамы изложили мусульманское видение вопроса, согласно которому могут быть неправильные толкования Корана, но не может быть неправильным и «устаревшим» сам Коран.
Ответ не удовлетворило борцов с «мусульманским антисемитизмом», и они решили поучить мусульман Исламу (это вообще одно из самых популярных занятий у всяческих исламофобских аналитиков), заявив, что в Исламе требуется уважать Коран как он есть, а поэтому запрещено (!) толковать Коран. Откуда за 15 веков взялись тогда тысячи толкований Корана, они не пояснили, разумеется.
Французские имамы подчеркивают, что без религиозной проповеди, основанной на Коране, победить то, что называют «исламским экстремизмом» не представляется возможным. По их мнению правильное исламское образование может стать щитом против экстремизма, но никак не отмена аятов Священного Корана.
Резкое неприятие манифеста высказал и турецкий министр по делам ЕС Омар Челик. Он назвал манифест примером интеллектуального насилия и варварства.
В любом случае, непредвзятые комментаторы согласны, что в росте антисемитизма во Франции религия занимает далеко не первую роль. Они напоминают, что лидер "банды варваров", похитившей 23-летнего марокканского еврея Илана Халими в 2006 году и удерживавшей его в заложниках в течение двух недель, сказал, что сделал это, потому что «у евреев есть деньги», опираясь на популярный стереотип о евреях. Эти стереотипы живы и сегодня во Франции: данные опроса 2016 года показывают, что 35 процентов французов считают, что у евреев «есть особый контакт с деньгами», 40 процентов считают, что «для французских евреев Израиль значит больше, чем Франция» и 22 процента считает, что «у евреев слишком много власти».
К этому следует добавить долгие годы горького и кровавого арабо-израильского конфликта на земле Палестины, с почти ежедневными новостями об убийствах мирных палестинцев израильскими солдатами (впрочем, не стоит забывать, что плохое отношение к Израилю уже само по себе может быть охарактиризовано как антисемитизм).
Как сказал один из имамов по фамилии Обру: «Даже если мы удалим стихи, которые истолковываются проблематично, это не приведет к искоренению антисемитизма, если те, кого это касается, имеют ненависть к евреям». Задача, добавил он, состоит в том, чтобы «изменить восприятие, а не текст». А восприятие вряд ли изменится, если мусульман будут продолжать убивать, а потом еще и требовать от них изменить их Священное Писание.