Мир замер едва ли не в ожидании третьей мировой войны, но ее не случилось. Тем не менее, удары по асадитам состоялись. В ночь на 14 апреля США, Британия и Франция нанесли авиаудары по «местам химического оружия» в Сирии. Всего более сотни ракет системы «Томагавк» поразили три цели – научно-исследовательский центр вблизи Дамаска, хранилище и командный пункт, также недалеко от столицы и хранилище химического оружия вблизи Хомса.
Дональд Трамп завил, что горд за американскую армию и написал в твиттере: «Идеально выполненный удар вчера вечером. Спасибо Франции и Великобритании за их мудрость и военную мощь. Лучший результат из возможных. Миссия выполнена!»
Подтверждая участие Британии премьер-министр Тереза Мэй сказала: «Мы предпочли бы альтернативный путь, но в этом случае его просто нет». Она добавила, что британское правительство уверено в виновности Асада в химической атаке, и поэтому военная акция была правильной и легальной.
Министр иностранных дел Франции заявил, что совместная военная операция против сил Асада является законной, ограниченной и пропорциональной. А заодно заявил, что об ударах была заранее предупреждена Россия.
Между тем сирийское государственное телевидение заявило, что сирийские силы ПВО сбили десятки ракет. Минобороны РФ заявило про 71 (из 103) сбитую крылатую ракету.
Но Пентагон отрицает, что ракеты были сбиты сирийской системой ПВО. «Ни один из наших самолетов или ракет, участвующих в этой операции, не был успешно сбит сирийской системой ПВО», - сказал генерал-лейтенант Кеннет Маккензи, директор Объединенного штаба Пентагона.
На пресс-брифинге в субботу представители Пентагона заявили, что они считают, что воздушные удары «попали в самое сердце сирийской программы по химическому оружию». Это опровергают сами асадиты. Представители асадитов уже заявили, что эта «варварская агрессия ... никоим образом не повлияет на решимость и настойчивость сирийского народа и их героических вооруженных сил». Кроме того, согласно сообщениям асадитских ресурсов, лишь в исследовательском центре в Дамаске удары причинили материальный ущерб, а смертельных потерь нет вовсе.
Мир разделился в своем отношении к ударам и их последствиям, что не стало неожиданностью, в отличие от некоторых отдельных реакций.
Россия, разумеется, осудила удары. Кремль заявляет, что на Сирию напали в тот самый момент, когда у страны, якобы, «появился шанс на мирное будущее». Лавров, плюс ко всему, возложил часть ответственности за удары на западные СМИ, потому что именно они сделали известной на весь мир химическую атаку в Думе. Более того, Россия пообещала ответить на эти удары, правда пока не ясно, каким именно образом. Единственный очевидный на сегодня способ – созыв экстренной сессии Совета безопасности ООН – ничего им не принес.
В Дамаске состоялись массовые акции протеста. А в США лидеры республиканцев и демократов приветствовали удары. Иран строго осудил удары, также как и движение «Хизбалла». Министерство иностранных дел Ирана заявило, что удары по асадитам являются «грубым нарушением международного права», в котором «игнорируется суверенитет Сирии». Хаменеи назвал удары «преступлением», а Трампа, Макрона и Мэй соответственно «преступниками».
НАТО устами своего главы Столтенберга поддержало действия трех западных держав.
Amnesty International предупредила, что воздушные удары по Сирии должны «свести к минимуму ущерб гражданским лицам» и настоятельно призвала Трампа позаботиться о сирийских беженцах.
Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш призвал государства-члены ООН «проявлять сдержанность в этих опасных обстоятельствах и избегать любых действий, которые могли бы обострить ситуацию и усугубить страдания сирийского народа».
С редким для нынешней Турции восторгом ракетные удары встретила официальная Анкара. МИД Турции был процитирован позже во многих СМИ мира: «Турция приветствует операцию в Сирии, ставшую ответом на химатаку 7 апреля в городе Дума. Военная операция, осуществленная утром 14 апреля, против режима Асада стала проявлением совести человечества». Турция также подтвердила, что была проинформирована об ударах заранее.
А вот демонстрацию протестующих против удара по асадитам сторонников левонационалистической про-российской партии Vatan в Анкаре разогнали.
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что удары были «необходимым и подходящим» ответом на злодеяние в Думе.
Поддержал эти удары также Израиль. Отсюда вряд ли стала сюрпризом позиция палестинских организаций, включая ХАМАС. Почти все они горячо осудили эти удары, что дает одним наблюдателям повод обвинить ХАМАС в предательстве Уммы, а другим наоборот, представить их в качестве единственных искренних мусульман. На самом деле, эта ситуация лишь должна снова доказать, что как таковых единых политических интересов у всей Уммы нет, так как нет и единого политического субъекта Уммы.
Удары были осуждены целым рядом левых и правых сил на Западе, от американского ультраправого Ричарда Спенсера (ему просто не нравится, что Трамп бомбит «европейца и защитника христиан» Асада, вместо мусульман) до британского лейбориста Джереми Корбина (он считает, что правительство должно было спрашивать разрешение парламента перед такой акцией).
Китай осудил удары как нарушение «международного права». Министерство иностранных дел Китая заявило в субботу, что считает политическое урегулирование единственным способом разрешения сирийского вопроса и призывает к полному, справедливому и объективному расследованию применения химического оружия в Сирии.
К слову, если не осудили, то по крайней мере не поддержали эти удары и представители РПК в Сирии – PYD-YPD, что объясняется их отношениями с Дамаском.
Также никоим образом не упомянули это событие собравшиеся в Саудовской Аравии лидеры стран Лиги Арабских государств.
В тоже время американцы дали ясно понять, что в ближайшее время новых ударов не последует, если только асадиты не применят химическое оружие снова. Это дало справедливые основания для скептицизма в отношении эффективности таких ударов, особенно в контексте сообщений о том, что асадиты просто эвакуировали людей и оборудование со всех мест, ставших целям – как сообщают, благодаря предупреждению от Москвы. Как метко заметил Мухаммад Аллоуш, лидер группировки Джейш уль-Ислам: «Наказывать орудие преступления при сохранении самого преступника - фарс».
Одноразовость атаки и ее бросающаяся в глаза «неуверенность» дают основания говорить, как это делают некоторые комментаторы, что конечным выгодоприобретателем от этих ударов является, как ни странно, сам Башар Асад. Он лишь продолжает сплачивать вокруг себя т.н. «анти-империалистические» силы, как в Сирии так и за ее пределами, без какого-либо серьезного ущерба для себя. Неспособность (да и нежелание) международного сообщества решить вопрос с Башаром Асадом, фактически говорит о том, что Асаду разрешили убивать сирийцев столько сколько он пожелает – лишь бы не использовал для этого химическое оружие. С этим же связывают и отсутствие какого-либо ответа от России – а зачем им отвечать на такое?
Аль-Джазира со ссылкой на местных активистов в сирийском городе Хама сообщает, что жители города негативно приняли эту военную акцию, и вовсе не из любви к Асаду, а скорее наоборот.
«Эти удары были неэффективными и не уничтожили ни одну из армейских баз, с которых взлетали самолеты, чтобы скинуть бочковые бомбы на гражданских в Восточном Гуте», - говорят сирийцы.
«С начала войны было несколько химических нападений на различные повстанческие города, но мы не разу не видели реакцию международного сообщества, которая бы действительно нанесла ущерб режиму Асада», - добавляют они.
Местные активисты убеждены, что удары - это чисто политическая акция, которая никак не остановит Асада даже от применения химического оружия, не говоря уже о других видах вооружений, также как его не остановили «красные линии» Обамы и подписание соглашения между США и Россией в 2013 году.
Между тем, другие комментаторы считают, что нападение «мало связано с Сирией» и больше связано с годами дипломатических усилий по запрету химического оружия.
По словам Арона Лунда, эксперта по Сирии из фонда Century Foundation, США никогда не брали на себя обязательство «контролировать сирийский конфликт».
«Обама этого не делал, Трамп тоже этого не делал» - говорит Лунд. «Химическое оружие — это другое дело. Это оружие запрещено на международном уровне», - сказал он, отметив, что США находятся в процессе уничтожения собственного запаса после присоединения к Конвенции о химическом оружии в 1997 году.
«Если газовая война начнет возвращаться в конфликты по всему миру, это будет дестабилизировать ситуацию во многих отношениях и уничтожит десятилетия дипломатического труда по запрету химического оружия», - сказал он.
Экономические санкции, введенные в отношении Сирии в 2015 году, подчеркивают, что «существует красная линия», и ее применяют по-разному.
Как бы то ни было, почти все эксперты согласны, что ни эта ни любая другая потенциальная будущая атака Запада против Асада не изменит методы асадитов. Не будет химического оружия – будет больше баррельных бомб.
Впрочем, есть вероятность того, что Запад проявит больше настойчивости в отношении Асада. Так в этот понедельник, по словам Никки Хейли (посла США в ООН), в отношении России будут введены новые санкции, именно за поддержку Асада. Кроме того, Хейли заявила, что американские войска пока что не уходят из Сирии. И как стало известно, американцы перебрасывают 3 600 военных, включая элитных морских пехотинцев, к границам Сирии в Иордании, где возможно будут прикрывать Южный фронт, сражающийся против Башара Асада.