Власти Королевства Саудовская Аравия (КСА) приняли историческое решение - саудовские женщины отныне смогут получать водительские права и водить автомобили, каковой возможности ранее были лишены.
И хотя остальным водителям и дорожной полиции теперь можно только посочувствовать, сами женщины в значительной их части ликуют. Но еще больше ликуют те, кто к этому не имеют никакого отношения - либералы и феминистки всего мира.
В мусульманской же среде наделение женщин возможностью получать права и водить автомобили вызвало куда меньше споров, чем развлекательный фестиваль с музыкой, танцами и костюмированными представлениями, впервые публично проведенный в конце прошлой недели в королевстве. Дозволение, да еще и организация и публичное освещение этих явлений, не без оснований были восприняты сторонниками "жесткой линии" как отход от традиционного саудовского порядка, основанного на союзе королевской власти с салафитскими учеными, и как начало местной "перестройки".
В этой связи показательно, что на фоне этих демонстративно либеральных мер были арестованы не только ученые с намеком на оппозиционность вроде Салмана аль-Ауды и Авада аль-Карни, о чем мы писали ранее, но и известный своей однозначно прокоролевской позицией, однако, придерживающийся "пуританских" взглядов шейх Салих аль-Мунаджид. Очевидно, все эти события связаны единой логикой и начавшие подобную "либерализацию" власти КСА, скорее всего, таким образом решили дать понять местным ученым, что их ждет, если они решат ей противостоять.
Происходящие процессы, конечно, ставят на повестку дня вопрос - в какую сторону эволюционирует Саудия, которая десятилетием считалась оплотом направления Ислама, характеризующегося наиболее жестким отношением к ряду аспектов современной цивилизации (развлечения, отношение полов и т.д.).
Вряд ли можно себе представить, что страна, чьим режимом является неограниченная монархия, дойдет в этой либерализации до степени полного секуляризма и отмены всяких религиозных предписаний и ограничений со стороны государства - ведь в таком обществе и политический режим в ней должен стать иным. Скорее всего, власти КСА собрались дрейфовать в сторону современных ОАЭ или Малайзии, где религиозные нормы хоть и претворяются государством, но в "смягченном" виде, а власть позиционирует себя как "просвещенную".
Но тут неизбежно возникает проблема, потому что в отличие от Саудовской Аравии ни ОАЭ, ни Малайзия не были десятилетиями флагманами салафитского движения и не строили на его основах свою внутреннюю политику и идеологию. Поэтому в случае с КСА подобный разворот властей может привести к утрате не только этого имиджа в остальном мире, но и поддержки со стороны значительной части общества и его авторитетов (ученых, шейхов) в самой Саудии. А раз так, то логично предположить, что правящая семья будет пытаться сменить старую религиозно-доктринальную (акыдно-манхаджевую) основу своего правления на новую, потому что лишившись ее как таковой, она рискует быстро лишиться и своей власти.