(На фото - надпись в Польше: "Молитесь за Исламский Холокост")
На фоне недавнего скандала турецкие лидеры продолжают выступать с резкими обвинениями в адрес Европы.
Так, выступая на одном из митингов своих сторонников, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в частности, заявил: "Сегодня Европа задыхается в своем страхе. Страх перед Турцией и турками, страх перед Исламом вызывает у них истерию. Они боятся всего, что является неевропейским. Фашизм старых времен разгуливает по Европе".
Итак, Эрдоган говорит о возрождении фашизма и ненависти к Исламу, которая, надо полагать, заменит прежнюю ненависть к евреям. Но, если развивать эту мысль, "фашизм" (собирательный термин для очень разных на самом деле режимов) отличался не только антисемитизмом, который имел место и до него, а доведением его до логического завершения в виде геноцида евреев, известного под названием "Холокост". Имеет ли в виду в таком случае Эрдоган, что мусульман Европы ждет свой Холокост?
Эрдоган не сказал об этом прямо, но его мысль в этом направлении развил турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, который спрогнозировал "новую священную войну" в Европе в скором времени. Против кого же может быть развязана такая "священная война" или "крестовый поход"? Вопрос риторический.
В связи с этими предсказаниями возникают два вопроса. Первый - насколько они соответствуют действительности? Второй - если исходить из того, что они ей соответствуют, что может быть сделано для предотвращения этого сценария, в том числе, самой Турцией?
Что касается соответствия этих прогнозов реальности, то надо сказать, что пока они представляются, как минимум, преждевременными. Во-первых, поражение на недавних выборах в Нидерландах партии исламоненавистника Вильдерса указывает на то, что прогнозы о повсеместном приходе к власти в Европе ультраправых сил пока не оправдываются. Скорее всего, проиграет на президентских выборах и Национальный фронт Марин Ле Пен во Франции, как ранее в Австрии проиграл Норберт Хофер, кандидат от ультраправой "Партии Свободы". Во-вторых, пример и США, и Великобритании показывает, что пока пришедшие к власти на волне ксенофобских, в том числе антиисламских лозунгов, политики остаются в рамках либеральной системы с ее независимостью судов, СМИ, гражданским обществом и оппозицией, всерьез мусульманам ничего не угрожает. Чтобы это изменилось, по-видимому, речь должна идти о чрезвычайной ситуации, например, развязанной гражданской войне, в условиях которой возможны такие действия как перемещение этнических и религиозных групп в фильтрационные лагеря, их депортация и т.п. Но это все же не сценарий ближайшего будущего, по крайней мере, в Европе.
И все же, если рассматривать такой прогноз как долгосрочный, то его нельзя признать совсем уж невероятным. Но, если турецкие лидеры действительно думают так, что они собираются предпринять, чтобы помешать этому?
Как бы мы ни относились к Израилю как государству - оккупанту мусульманских земель с исламских позиций, надо признать, что европейские евреи стали жертвами геноцидных действий приходящих к власти антисемитов, потому что на тот момент у них не было государства, способного их эвакуировать и принять.
Но есть ли такое государство у европейских мусульман? При всем уважении к Турции и высокой оценке того, что она делает для поддержки сирийских беженцев, надо признать, что рассчитывать на нее в таком качестве на данный момент не приходится. Турция остается национальным турецким государством, которое в крайнем случае, наверное, сумеет эвакуировать из Европы диаспорных турок, что тоже немало и неплохо. Однако как показывает опыт отношений с турецкими властями интернациональных мухаджиров, рассчитывавших найти убежище в Турции как мусульманской стране, она их воспринимает не столько как братьев-мусульман, сколько как "ябанджи" - иностранцев, притом, часто нежелательных. Понять в этом смысле Турцию тоже можно - как у относительно небольшого государства, ответственного прежде всего за свою нацию, у него нет возможностей принимать всех желающих мусульман. Но в таком случае, пожалуй, не стоило бы порождать среди них ложные надежды на то, что в случае "мусульманского холокоста" их ждет свой "мусульманский Израиль".
А раз так, мусульманам Европы стоило бы, во-первых, работать для предотвращение такого сценария. А во-вторых, мусульманам всего мира необходимо добиваться создания общеисламского механизма убежища или укрытия, которое евреям, где бы они ни жили и гражданами каких бы государств ни являлись, гарантирует Израиль. Пока же Исламский мир не может принять и разместить менее миллиона преследуемых рохинья - что уж тогда говорить о 35 миллионах европейских мусульман.