Конфликт властей Турции, готовящейся к референдуму о переходе к президентской республике, и ряда стран ЕС, который "Голос Ислама" освещал с самого начала, достиг апогея в минувшие выходные.
В центре оказались Турция и Нидерланды, которые сперва не впустила в страну самолет турецкого министра Бетюль Сайян Кайи, летевшую на встречу с местными турками, а потом остановили ее машину, на которой она въехала в страну в рамках Шенгенской зоны, пользуясь своим дипломатическим паспортом.
Турки крайне эмоционально восприняли такое отношение к представителю своей страны, обладающему дипломатической неприкосновенности, да еще и молодой женщине в хиджабе. Президент Эрдоган назвал власти Нидерландов "трусами", "остатками нацизма и фашизма", а саму эту страну "банановой республикой". Премьер-министр Бинали Йылдырым обещал "предельно жесткую реакцию" в ответ на эти действия, и первые меры не заставили себя долго ждать - в Турции протестующие атаковали консульство Нидерландов, водрузив на нем турецкий флаг вместо голландского. Кроме того, МИД Турции заявил, что пока не желает возвращения в страну находящегося в отпуске посла Нидерландов. То есть, дипломатические отношения государств фактически заморожены.
Власти и общественность ЕС в легком шоке от происходящего, учитывая то, что по призыву Эрдогана массовые акции протеста развернули турки, живущие в ряде европейских стран.
Можно говорить и о разделении государств ЕС по данному вопросу. Бросается в глаза то, что жесткую антиэрдогановскую позицию по вопросу агитации в рамках предстоящего в Турции референдума заняли те страны, в которых проживает внушительная турецкая диаспора: сперва Австрия, потом Германия, далее Нидерланды. Франция же, напротив, заявила, что не будет препятствовать министру иностранных дел Турции Мевлюту Чавушоглу выступать перед живущими в ней турками по вопросу предстоящего референдума, за что ей уже выразил признательность Эрдоган.
Впрочем, никак не получается сказать, что Австрия, Германия и Нидерланды последовательны в декларируемом ими желании оградить себя от агитации по вопросу турецкого референдума. Агитация очень даже ведется, но только в одну сторону - против Эрдогана. Так, власти Нидерландов, пошедшие на конфликт с Анкарой из-за запрета агитации за реформу Эрдогана, санкционировали митинг его противников, огранизованный опальными в Турции оппозиционерами, включая и объявленного в розыск за связи с курдскими террористами Тугбу Хезера Озтурка.
К слову, подобное развитие событий в отношениях, в частности, Турции и ЕС мы прогнозировали еще осенью прошлого года в статье об изменении мировой политической конфигурации в связи с избранием президентом США Дональда Трампа. Предсказали мы не только это, но и то, что адвокатом Турции на этом фоне будет выступать пост-брекситовская Великобритания. Что и происходит - Борис Джонсон, министр иностранных дел последней призвал стороны скорейшим образом уладить конфликт, фактически предложив свою страну как посредника в этом.