Политика

Аналитика: вокруг переговоров в Астане по Сирии

На переговорах по Сирии в Астане, а также в самой Сирии из-за этих переговоров происходят значимые события. Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд.

Сперва о самих переговорах. Делегация сирийской оппозиции приехала на них достаточно подготовленной и, на наш взгляд, с весьма выверенной политической позицией. В качестве сильного переговорщика и де-факто лидера этой делегации себя проявил Мухаммад Аллуш, представитель Высшего комитета по переговорам, базирующегося в Эр-Рияде, и Армии Ислама (Джейш аль-Ислам).

Линия сирийской оппозиции на этот раз направлена на углубление раскола между Кремлем, с одной стороны, который по своим тактическим соображениям сейчас заинтересован в замораживании конфликта на сирийском направлении (так как таких направлений у него много и где-то он, напротив, их может разморозить или создать) и Шиитским интернационалом (во главе с иранскими ястребами) и Асадом, с другой стороны, которым нужна война до победного конца.

Аллуш дал понять, что сирийская оппозиция готова договариваться о прекращении войны с Россией, но при этом предупредил, что Иран и Асад будут пытаться сорвать переговоры, так как они со своей стороны в них не заинтересованы. Более того, он рассказал о том, что это боевики группировки "Хезбола" убили под Дамаском отставного генерал-майора Ахмеда аль Гадбана, который координировал переговоры о перемирии со стороны режима. Поэтому Аллуш призвал Россию оказать давление на Иран и Асада, если она хочет, чтобы переговоры дали позитивный результат.

Далее, вопрос, который оппозиция вынесла на переговоры - это вывод иностранных шиитских формирований вроде КСИР, "Хезбола", "Фатимийюн" и прочих из страны. Более того, оппозиционеры заявили, что увязывают с этим вопросом обсуждение и решение вопроса о присутствии в их рядах бывшей "Джабхат ан-Нусры"* (Джабхат Фатх аль-Шам, ДФШ*), которая ассоциируется с "Аль-Кайдой"*. Это абсолютно правомерная постановка вопроса, о чем мы писали еще тогда, когда турки согласились с русскими и иранцами, что перемирие не будет распространяться на ДФШ, а не только ИГИЛ*. Но туркам надо было сделать первый шаг, чтобы эти переговоры состоялись, а сирийская оппозиция уже может и должна потребовать симетричного отношения - если из Сирии должна уйти сила, которую одни участники переговоров считают экстремистской, то должна уйти и такая же сила, которую считают экстремистской с противоположной стороны, тем более, что в отличие от ДФШ где немало сирийцев, Шиитский интернационал в Сирии это чисто иностранный контингент.

В ответ на это представители режима Асада разразились истерикой в адрес оппозиционеров и заявили, что они сами и все террористы. При этом, как сообщил Аллуш, часть асадитской делегации внезапно сорвалась с переговоров и отправилась в Дамаск, что может быть связано с резким ухудшением здоровья Башара Асада.

То есть, оппозиционеры заставляют своих противников нервничать и вносят разлад в их ряды и при этом не делают ничего, что можно было бы кваллифицировать как провокацию с целью срыва переговоров.

Тем не менее, в рядах самих повстанцев продолжается разлад, в том числе, по вопросу участия в этих переговорах.

ДФШ заявил о том, что "Джунд аль-Акса"*, которую умеренная оппозиция считает "трояном" ИГИЛ в рядах повстанцев, и ликвидации которой требовал "Ахрар аш-Шам", более не является его частью. А надо напомнить, что "Ахрар аш-Шам" отказался от планов полного уничтожения "Джунд аль-Аксы" только под гарантии ДФШ о том, что они включают их бойцов в свой состав и несут за них полную ответственность. Теперь же оказывается, что заявления ДФШ не соответствовали действительности и растворения в ней Джунд аль-Аксы не произошло, так как амир последнего якобы присягнул ДФШ от своего имени, но не от имени группы.

Более того, в последние дни поступает все больше сообщений об атаках бойцов ДФШ на позиции Ахрар аш-Шам, а также  "Джейш Муджахедин" и "Джабхат Шамия", которые позиционируют себя как умеренную оппозицию и добиваются упразднения ДФШ и "Джунд аль-Аксы". Официально ДФШ войну этим группам не объявлял, хотя завуалированный намек на это содержится в заявлении о переговорах, в котором их участники со стороны оппозиции называются "предателями". Однако наш мониторинг комментариев членов ДФШ в соцсетях позволяет нам утверждать, что, как минимум, часть из них настроена резко конфликтно по отношению к тем группам повстанцев, что условно считаются умеренными.

В свою очередь последние, а именно 8 групп, основными из которых являются "Ахрар аш-Шам", "Джейш Муджахидин", "Сукур Шам" заявили о создании оборонного союза, призванного реагировать на нападения в отношении любой группы, участвующей в нем. Таким образом, на данный момент в рядах повстанцев происходит размежевание на условно умеренных, которые готовы участвовать в переговорах и с которыми готовы вести переговоры их оппоненты, и тех, кого воспринимают как международных террористов - ДФШ, Джунд аль-Акса и, судя по всему, решивший поддержать в этом конфликте их Нуруддин Зинки.

Безусловно, этот факт не может не печалить всех сторонников повстанцев, которые больше всего сейчас нуждаются в единстве рядов. С другой стороны, нельзя не признать, что стратегически не может быть военного единства без единства политического, равно, как и не может быть победы в современной войне без политических стратегии и руководства. И с этой точки зрения, откол тех, кто пытается подменить реалистические цели защиты суннитов Сирии целями "мирового джихада против крестоносцев, иудеев и вероотступников" (в последние записываются правители всех соседних мусульманских стран) представляется хоть и болезненным, но неизбежным процессом.

 

* - организации запрещены в России

Комментарии 0