С 18 ноября текущего года начинается показ фильма “Мухаммад" в кинотеатрах Москвы. Этот фильм уже получил широкий резонанс в мировой киноиндустрии, и даже был выдвинут на соискание премии «Оскар». Следует отметить, что фильм в своё время осудили Шейх Юсуф Кардави и международный союз исламских учёных, что ставит под большое сомнение дозволенность просмотра данной картины.
Фильм является первой из трех частей планируемой трилогии, которая расскажет о жизни Пророка Мухаммада, и первая часть охватывает тот период жизни Пророка, когда проходило его детство и взросление, формирование его личности, начиная от момента его рождения и заканчивая его знаковой встречей с христианским монахом Бахиром, от которого он услышал предсказание о своей предстоящей роли Пророка. Действия фильма разворачиваются в VI веке нашей эры.
Специально для съемок фильма неподалеку от Тегерана в городе Куме был выстроен целый город из декораций. К тому же большая часть материала была отснята на различных локациях в Бушере и Кермане, иранских провинциях, и даже в Южной Африке. Сценарий фильма основывался на данных исторических документов, которые создатели фильма изучали в Марокко и Ираке, Иране и Тунисе, в Алжире и других странах где хранятся эти документальные памятники. Кроме того, проведена огромная исследовательская работа, в ходе которой создатели фильма консультировались с целым рядом специалистов в области истории и теологии. Режиссер начал работать над сценарием этого фильма еще в 2007 году, и только на написание чернового варианта сценария он потратил около двух лет.
В съемках принимали участие более пяти сотен актеров, не считая сопутствующего персонала и сценарно-режиссерского состава. Среди задействованных в фильме актеров – самые яркие мастера экрана иранского кино: Мохсен Танабандех, Алиреза Шоджа Нури, Махди Пакдель. А в съемочную команду были приглашены иностранные специалисты, такие, как Витторио Стораро, оператор из Италии, фильмы которого завоевали три премии «Оскара», Роберто Перпиньяни, мастер киномонтажа, известное и авторитетное в киномире лицо, а также голливудский постановщик спецэффектов Скотт Андерсон.
А всего, по официальной версии, затраты на производство фильма превысили двадцать два миллиона долларов, что делает фильм «Мухаммад – Посланник Всевышнего» самым дорогим иранским фильмом за всю историю кинопроизводства в этой стране, при том, что, по неофициальным данным, сумма финансовых затрат на съемки фильма составила около пятидесяти миллионов долларов.
На московской премьере, которая состоялась 6 февраля в Москве, лично присутствовал режиссер картины Маджид Маджиди. До российской премьеры фильм уже показали в ряде стран мира, и везде его встречал зритель с восхищением. Критики отмечали высокое качество как самого фильма, его сценария и режиссерских решений, так и высокие технические характеристики – качество съемки, монтажа, использования новейших технологий.
Режиссер Маджид Маджиди, взявшись за съемки фильма, совершил своего рода подвиг, ведь снимать кино по истории, которую знают и любят миллионы людей по всему земного шару, и относятся к самой мельчайшей детали на экране крайне щепетильно и внимательно, очень непросто. Любая неточность или самовольная импровизация в фактах может стать роковой как для фильма, так и для авторитета его создателей. Никаких нововведений и вольностей в интерпретации хадисов Сунны или сур Корана ни в коем случае допускать нельзя. Именно поэтому премьере фильма предшествовала столь длительная (десять лет) кропотливая исследовательская работа.
По словам режиссера, это кино он снял для того, чтобы познакомить западного зрителя в истинным исламом и с тем, каким был Пророк Мухаммад на самом деле. При этом тот факт, что в некоторых странах мира показ фильма запретили, он комментирует как происки «спонсоров терроризма и исламофобов».
Московская премьера прошла в теплой атмосфере, хотя главный зал кинотеатра не смог вместить всех желающих увидеть фильм: зрители расположились даже на ступеньках у входа. Перед началом показа режиссер Маджиди выступил с теплой приветственной речью, а затем к зрителям обратились посол Ирана в России Мехди Санаи и известный российский оскароносный режиссер Никита Михалков, который оценил картину очень высоко и отметил, что что-то подобное следует снять в скором времени и об Иисусе Христе.
Иранский кинематограф своим фильмом «Мухаммад – Посланник Всевышнего» заявил, что вполне способен конкурировать даже с мировыми лидерами кинопроизводства. Тем более, что ценности, которые поднимает эта киноистория о любви и милосердии, знакомы и понятны каждому человеку, в какой бы стране мира он ни находился и какого бы вероисповедания не был. По словам режиссера, у фильма «Мухаммад – посланник Всевышнего» есть особая миссия: «сплотить мусульман с мусульманами во всем мире, объединить мусульман, христиан и иудеев против порока и ненависти».