В рамках судебного процесса по оспариванию блокировки "Голоса Ислама" редакции наконец-то удалось получить в распоряжение текст требования Генпрокуратуры РФ от 11.02.2016 о блокировке сайта Роскомнадзором. Текст подписан заместителем генерального прокурора РФ В.Я.Гринем, что подтверждает - решение по поводу нашего сайта принималось "наверху", а не было самодеятельностью на местах.
Однако помимо этого официальное требование заместителя генерального прокурора подтверждает еще кое что - Россия под властью Путина окончательно превратилась в государство, в котором высокопоставленные должностные лица, призванные защищать ее конституцию, не только сами ее попирают, но и не считают зазорным делать это публично. Чтобы не быть голословными, ниже мы приведем и прокомментируем некоторые перлы товарища Гриня, однако, перед этим систематизируем претензии Генпрокуратуры к "Голосу Ислама".
Из текста Гриня следует, что они трех видов. Во-первых, это претензии к комментариям читателей экстремистского характера, содержащим призывы к нарушению законодательства РФ. Во-вторых, это претензии к размещению на сайте двух статей, в разное время признанных российскими судами экстремистскими, заметим, признанных только после того, как они были размещены на сайте. Причем, одна из этих статей - это интервью с лидером запрещенной в России организации "Джабхат ан-Нусра", взятое и опубликованное всемирно известной компанией "Аль-Джазира".
По поводу этих претензий можно сказать, что по тексту требования они используются как явно вспомогательные. Редакция сайта удаляла материалы, по которым ей присылались уведомления Роскомнадзора об их включении в перечень экстремистских. В России, где этот перечень включает в себя тысячи наименований, это уже обычная практика для многих СМИ (к слову, "Голос Ислама" является даже не СМИ, а интернет-ресурсом, распространяющим информацией, по действующей в РФ классификации), так что, это вопрос скорее процессуальный. Что касается комментариев на нашем сайте, то их у нас на данный момент почти 100 тысяч и уследить за каждым невозможно, однако, под каждым стоит кнопка "пожаловаться", и, если на соответствующий комментарий поступает жалоба, редакция рассматривает ее, в том числе, и с точки зрения юридической, и постоянно удаляет подобные комментарии. В том числе, удалены были и комментарии, которые нам вменяет в вину Генпрокуратура. Так что, это так же технический вопрос, по которому наши юристы представят свои контр-доводы в суде.
А вот третий и наиболее принципиальный аспект - это претензии Генпрокуратуры к самой редакционной политике нашего сайта. И вот эта песня как раз заслуживает того, чтобы наиболее показательные ее куплеты были перепеты и проанализированы.
Итак, главная претензия Генпрокуратуры к "Голосу Ислама": "Размещаемые на главной новостной ленте и в других разделах сайт публикации отличаются тенденциозным преподнесением материала, враждебным отношением к отдельным социальным группам, в частности, к представителям правоохранительных, контролирующих органов и руководству Российской Федерации, а также к внешней и внутренней политике России".
"Тенденциозное преподнесение материала" как претензия заместителя генерального прокурора к СМИ это, конечно, перл, заслуживающий войти в историю свободы слова в путинской России, а точнее ее официальной отмены. Где, в каких законах РФ сформулировано понятие "тенденциозного преподнесения материала" в СМИ и как оно совмещается с закрепленным в десятках нормативных актов, начиная с конституции, правом на свободный поиск и распространение информации, а также высказывание своей точки зрения?
Законодательство РФ, как и других стран, запрещает только распространение конкретных видов информации, а именно, не соответствующей действительности, если это затрагивает чьи-то права, содержащей оскорбления или призывы к посягательства на чьи-то права. Однако понятие тенденциозности как юридическая категория в нем отсутствует, и тот факт, что этого не знает заместитель генпрокурора, не стесняясь официально предъявлять претензии к СМИ не по закону, а "по понятиям", наглядно свидетельствует о состоянии не только свободы слова, но и т.н. "правоохранительной системы" в РФ.
Соответственно, это ответ на претензию к нашему враждебному отношению "к отдельным социальным группам, в частности, к представителям правоохранительных, контролирующих органов". Сам же Гринь в своем требовании демонстрирует, что речь идет о тех, кто не стоит на страже конституции и законности, а грубо их попирает и не считается с ними, то есть, мафиозной системе (вспомним хотя бы, кем является начальник товарища Гриня - генпрокурор Ю.Чайка). А раз так, то с таким же успехом можно обвинять людей в неприязни к "социальным группам" убийц, насильников, наркоторговцев, сутенеров и т.п.
Включение же в категорию "социальных групп", к которым нельзя относиться враждебно, "руководства Российской Федерации", а явлений - "внешней и внутренней политики России", это просто шедевр политико-правовой мысли российской генпрокуратуры. То есть, они уже прямым текстом пишут, что оппозиция в стране не имеет права на существование, потому что сущность оппозиции как раз и заключается в борьбе против власти и критике ее внутренней и внешней политики, что генпрокуратура вменяет нам в вину.
Вот какими примерами Генпрокуратура подтверждает претензии к нам.
"Так, в статье «Москва приютит очередных террористов» освещается тема открытия в Москве официального представительства партии сирийских курдов «Демократический союз». Опираясь на мнение турецкой стороны автором статьи члены партии «Демократический союз» представлены в качестве террористов".
То есть, мы не имеем право "опираться на мнение турецкой стороны" в оценке той или иной партии? Это что, преступление? Где это сказано? В конце концов, в данной ситуации потребовать от нас опровержения того, что они являются террористической организацией могли бы представители самой партии "Демократический союз", чьи права этой публикацией затронуты. Но на каком основании это делает Генпрокуратура? Она что уже является представителем по закону интересов курдских коммунистов, которые в России возведены в ранг государственных?
Далее, Гринь пишет: "В статьях «Российская авиация ровняет с землей мирных жителей пригородов Алеппо» и «Итоги ста дней операции в Сирии» тенденциозно преподносится информация о поддержке Россией войск Б.Асада и намеренном уничтожении мирного населения авиацией и сухопутными войсками правительственных войск Сирии. В ходе обсуждения статьи резкой критике подвергаются нейтральные комментарии и, напротив, поддерживаются высказывания осуждающие действия России и правительственных войск Сирии..."
Опять, как мы видим, "тенденциозное преподнесение информации", право на которое в России, судя по всему, где-то закреплено только за Киселевым и поддерживающими политику Кремля СМИ, но отнюдь не оппозиционными. Более того, как мы видим, уже даже "резкая критика" и "поддержка" тех или иных комментариев по принципу их отношения к политике Кремля рассматривается генпрокуратурой как "противоправная".
И последнее из содержательных претензий Генпрокуратуры к нам: "В ленте основных новостей также размещена публикация «Российские мусульмане в Турции: против Москвы, но не в ИГИЛ», с интервью главного редактора сайта «ГолосИслама» Д.Черноморченко, проживающего в Турции. В данном материале рассказывается о преследованиях мусульман в России по политическим и религиозным мотивам, их необоснованном привлечении к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистского характера. Формируется мнение читателей о наличии исламофобии в России, обосновывается и оправдывается необходимость переезда в Турцию, где можно беспрепятственно продолжать противоправную деятельность по отношению к России".
То есть, рассказывать о преследованиях мусульман, утверждать о наличии в России исламофобии - все это, по мнению Генпрокуратуры, запрещено и непозволительно для СМИ. Обоснование и "оправдание" (!!!) переезда в Турцию это, оказывается, тоже преступление. Ведь замгенпрокурора, судя по всему, не в курсе, что ст.27 конституции страны предоставляет каждому гражданину РФ право "свободно выезжать за пределы Российской Федерации" и "беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию". Что же касается приписанных нашему главному редактору слов, что это нужно делать, чтобы "беспрепятственно продолжать противоправную деятельность по отношению к России", то это является явной клеветой со стороны Гриня, который в данном случае совершает уголовное преступление против Д.Черноморченко, приписывая ему противозаконные высказывания, которых у него там не было. К слову сказать, этот материал опять же был перепечатан на "Голоса Ислама" с всемирно признанного сайта BBC.
В общем, в рамках судебного процесса наши юристы, конечно, дадут свою оценку всем этим требованиям и их неправомерности. Однако по правде говоря, автор этих строк и аналитическо-новостная служба сайта, считают это непродуктивным занятием. И дело даже не в том, что в России отсутствуют независимые суды, а судебная машина, особенно по политическим делам, давно превратилась в часть репрессивного аппарата Кремля наряду с т.н. "правоохранительными органами".
Просто сам факт того, что одно из вторых лиц Генпрокуратуры рассуждает не в системе координат ее конституции и других основополагающих для общественной жизни законов, а в системе координат тоталитарного государства, в котором критика властей и их политики уже официально рассматриваются как преступление и основание для запрета СМИ, свидетельствует о том, что через суды и "правоохранительные органы" в России уже ничего не изменить.
Поэтому, все, кто этому беспределу противостоят, должны понять, что это придется делать иначе.