(На фото - Кахраман с молодым Эрдоганом, еще оппозиционным политиком)
В Турции разгораются споры, порожденные выступлением спикера парламента от правящей партии (AKP) Исмаила Кахрамана, призвавшего отказаться от секуляризма в новой конституции и закрепить религиозный характер турецкого государства.
О гневной реакции лидера главной оппозиционной кемалистской CHP Кемаля Кылычдароглу мы писали вчера. Аналогичной она была у второй по значимости оппозиционной партии, ультранационалистической MHP. Ее лидер Девлет Бахчели заявил следующее: "Считаю, что спикером парламента страны не может быть человек, отрицающий четыре первых пункта действующей конституции, которые признает наш народ. Это ведет страну к мраку и тирании".
Консолидировано выступило секуляристское лобби в общественном секторе.
Совет директоров Турецкой ассоциации предпринимателей (TÜSİAD) выступил с резким заявлением, в котором, в частности, сказано: "Мы выражаем глубокую озабоченность в связи с выступлением спикера парламента, заявившего, что в новой конституции не будет места секуляризму, который является фундаментом нашей республики и демократии. Это неприемлемо. Мы будем до конца защищать секуляризм как венец таких ценностей нашей республики как разум, знания, право и свобода".
Ассоциация адвокатов Измира заявила, что высказывания Кахрамана это преступление, и он должен уйти в отставку. Не менее резко выступил Союз молодежи Турции, заявивший следующее: "Турция не должна быть страной шейхов, дервишей и таких как Исмаил Кахраман. Враги секуляризма и суверенитета думают, что смогут напугать нас своими призраками средневековья. Они ошибаются. Секуляризм не ляжет в могилу, приготовленную вами ему. Ваши усилия оживить призрак средневековья это ничто иное, как попытка оживить мертвеца. Секуляризм это требование человечности, требование нашего народа".
Все эти и им подобные заявления - а их сейчас в Турции звучит немало - интересны и показательны как срез общественного мнения. Ведь у некоторых мусульман, плохо знакомых с общественными настроениями в Турции, существует наивная вера в то, что весь турецкий народ жаждет Шариата и чуть ли не Халифата, и только правящая партия Эрдогана мешает этому.
Меж тем, мы видим, что именно представитель АКР в данном случае прощупал почву для отказа от секуляризма, чем вызвал консолидацию всей оппозиции, которая собирает на выборах голоса около половины всех избирателей (с учетом левых партий и курдско-демократической HDP - таких же секуляристов).
В связи с этим интересно, как на этот скандал отреагировали в самой AKP. А отреагировали в ней осторожно и сдержано.
Сам Эрдоган сказал об этом следующее: "Спикер парламента высказал свое мнение. Что касается моего мнения по этому вопросу, то оно известно с самого начала моего президентства и лучше всего было раскрыто в моем выступлении в Египте".
Посмотрим, что же сказал Эрдоган, когда находился в Египте по приглашению его тогдашнего президента и лидера "Братьев-Мусульман" (запрещены в России) Мухаммеда Мурси. "Я не принимаю секуляризм как атеизм и антирелигиозность. В понимании вопроса секуляризма нашей партией человек не может быть секулярным, но государство может быть. Когда как мусульманин правишь таким государством, то государство в отношении верований стоит на равном расстоянии. И к мусульманину, и к христианину, и иудею, и к атеисту. И безопасность всех верований находится под гарантией этого государства. Не надо бояться секуляризма. Но мы не признаем секуляризма в западном понимании", - заявил тогда Эрдоган.
Фактически на защиту Кахрамана стал вице-премьер Турции от правящей партии Нуман Куртулмуш, заявивший, что необходимо разобраться с тем, что понимается под секуляризмом, а не принимать то, что под его видом туркам навязывали в предшествующие годы. Поэтому, по его мнению, включать принцип секуляризма в новую конституцию можно будет только при условии, что ему будет дано удовлетворительное определение. В таком же духе выступил и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, заявивший, что секуляризм может быть принят не в авторитарном понимании (навязывания антирелигиозности), а в либеральном понимании.
В целом, анализируя ход этой дискуссии и позицию AKP, не осудившей и не изгнавшей из своих рядов Кахрамана (как это было, например, со студенткой, одобрившей недавний теракт в Стамбуле против израильтян), а заявившей, что он высказал свое личное мнение, можно предположить, что этот шаг был согласован с партийным руководством. В таком случае он может рассматриваться как зондаж общественного мнения, а также демонстрация наиболее радикальной позиции с целью принуждения противников к компромиссной.
Так или иначе, в большой турецкой политике проявило себя религиозное крыло, которое может либо оформиться как консервативное крыло AKP, либо выделиться в отдельную партию, открыто выступающую с исламских позиций. В любом случае мы являемся свидетелями открытого оспаривания крупным политиком основополагающего для кемализма принципа секуляризма и провозглашения примата религиозности (Ислама).
Эрдоган скорее говорит о равном отношении ко всем ГРАЖДАНАМ вне зависимости от религии именно ГОСУДАРСТВА. Потому что, у общества могут быть свои предпочтения, например, ясно, что мусульмане будут учитывать, голосуют они за мусульманина, алевита или атеиста. И т.д.
Пророк (с.г.в.), когда дело касалось исполнения законов Аллаха, был категоричен не шел на уступки. Если посмотреть на сиру, когда племя Сакифа хотело оставить своего идола на 3 месяца и освободиться от совершения намаза, пророк (с.г.в.) запретил им такое. Т.е. он не входил в положение того племени, что им возможно было трудно и т.д. Не соглашаясь не на какие уступки пророк (с.г.в.) требовал полного исполнения всех законов. Либо человек верит в Аллаха, либо нет, третьего не дано. так и правители либо они правят тем, что ниспослал Аллах, либо нет, третьего не дано