Двадцать восьмого марта из заключения был освобожден Фанзиль Ахметшин, который известен среди мусульман как активист, организовавший движение мусульман Башкортостана Шура. Также он ранее был известен как зампредседателя организации «Всемирный курултай башкир».
В 2013 году 28 марта Уфимский районный суд Башкортостана осудил мусульманина за контрабанду наркотических веществ (ч.2 ст. 188 УК РФ), незаконное хранение и перемещение наркотических веществ (ч.1 ст. 228 УК РФ) и возбуждение религиозной ненависти (ч.1 ст. 282 УК РФ) на четыре с половиной года лишения свободы. Поскольку его вина так и не была доказана, защита Ахметшина требовала оправдать его по всем статьям.
Была подана апелляция, по итогам которой сокращен срок на два месяца. Ахметшин отбывал незаслуженное наказание в течение трех лет в колонии общего режима, а всего в заключении он провел четыре года и четыре месяца.
Судебный процесс по делу Ахметшина продолжался с 2011 года, когда его задержали в конце ноября, как только он вернулся из лагеря беженцев из Сомали в Кении, где находился с благотворительной поездкой. На помощь сомалийским беженцам было собрано больше шестидесяти тысяч долларов мусульманами Башкортостана и соседних регионов.
Активиста остановили после того, как несколько таможен и пограничный контроль были пройдены, сотрудники пограничных войск ФСБ, после чего в рюкзаке Фанзиля, якобы, обнаружили опий.
Говоря последнее слово на суде, Фанзиль Ахметшин заявил, что дело его имеет явно заказной характер, а сам процесс связал с тем, что в тренде борьба с экстремизмом, а в силовых ведомствах творится беспредел.
Он также обратил внимание на то, что нет фактов, которые доказывали бы, что он перемещал через таможенную границу России запрещенные товары, а видеозапись, сделанная на пункте таможенного контроля, и показания свидетеля доказывают как раз обратное.
По словам Ахметшина, он был задержан сотрудниками отдела пограничного контроля в уфимском аэропорту, которые явно превысили свои полномочия, причем сделано это было в помещении, которое никак не относится ни к таможне, ни к отделу погранконтроля, - в зале для встречающих.
Факт того, что он приобретал в течение своей поездки наркотическое вещество, также не был доказан обвинением, а следствие сослалось на «данные оперативно-розыскной деятельности» в уголовном деле, даже не указав, из какого источника появились эти сведения, причем в качестве свидетеля информатор допрошен также не был.
Отверг Фанзиль и обвинения в возбуждении религиозной ненависти. К тем людям, которые переживали за него в зале суда, он обратился с просьбой принять любое решение суда, поскольку это не что иное, как испытание, ниспосланное ему Всевышним.
По выходу из заключения Фанзиль собирается посетить родителей и родных, хочет провести в кругу семьи как можно больше времени. Только что он очно познакомился со своей четырехлетней дочерью: Амина родилась сразу после того, как начался процесс над ее отцом.