(На фото - Хасан Роухани)
Президент Ирана Хасан Роухани неожиданно для многих дистанцировался от Москвы. Сказав, что у Ирана "отношения с Россией находятся на хорошем уровне, между странами есть сотрудничество", он добавил: "это вовсе не означает согласия Ирана с любым шагом России".
Но что этим хотел сказать Роухани? Утверждать определенно сложно, но факт, что подобные иранские оговорки совпадают по времени со слухами о начавшемся выводе банд КСИР ("Корпус стражей исламской революции") из Сирии, а также визитом второго лица Турции и идеолога неоосманизма Давутоглу в Иран.
Надо иметь в виду еще и то, что сам Роухани представляет либеральное крыло иранского политического класса, которое еще больше усилилось после недавних выборов. Именно иранские либералы приложили очень много усилий для вывода Ирана из под западных санкций, что увеличивает его возможности для экономического развития. Однако война, причем, сразу на нескольких фронтах: в Сирии, Ираке, а также поддержка хуситов в Йемене, отнимает у Тегерана значительную часть этих возможностей.
Прагматически Ирану сейчас самое время было бы выйти из этой конфронтации, используя достигнутое шаткое и условное перемирие в Сирии и руку, протянутую Анкарой. В конце концов, интересы двух стран понятны: Иран опирается на шиитов, Турция, а также Саудовская Аравия - на суннитов, и исходя из этого они просто могут разграничить сферы своего влияния в регионе.
Но какая роль тогда останется у Кремля? Это совершенно непонятно, как и то, каких целей он добивался, ввязавшись в сирийскую мясорубку. Фактически Россия присоединилась к войне против суннитов на стороне шиитской оси, но многие полагали, что за этим стоит желание доказать свою значимость Западу и вернуться в его клуб на почетных условиях. Однако если сейчас Иран решит договорится с Турцией напрямую, что было бы логично, Москва вообще останется не у дел. Единственное, что у нее останется - это российская база в Тартусе, во-первых, коммуникационно отрезанная тысячами километров от территории России и могущая быть легко блокированной НАТО, во-вторых, незащищенная от атак моджахедов, как это было в Афганистане, из которого все равно пришлось уходить, в-третьих, дорогостоящая в содержании.
В общем, похоже, что, как это часто бывало в ее истории, Россия в очередной раз сделала грязную работу в чужих интересах, после чего вчерашние союзники планируют помахать ей ручкой.