Один из лидеров крымскотатарского национального движения Мустафа Джемилев заявил о планах создать новый муфтият Крыма, действующий на территории материковой Украины. Его необходимость Джемилев объяснил полной подконтрольностью муфтиятов, действующих в Крыму, российским властям.
"Почему есть необходимость создания муфтията в Киеве? Потому что Муфтият Крыма сейчас находиться в полном подчинении оккупанту. Что они скажут, то и делают. То есть Муфтият Крыма сейчас не отображает чаяния и мысли мусульман Крыма. Вынуждено не может этого делать", - сказал Джемилев.
Он также высказал разочарование в своем бывшем соратнике, муфтие одного из двух российских муфтиятов Крыма Эмирали Аблаеве: "Муфтий наш оказался человеком ненадежным. Полностью подчинился им. По этой причине мы приняли решение о создании тут муфтията, который будет отображать мысли и желания крымских татар".
О том, кто планирует возглавить новый муфтият ничего не сообщается. Меж тем, наши источники в крымскотатарском исламском сопротивлении скептически оценивают политику Меджлиса на исламском направлении из-за того, что в самом Меджлисе тон задают люди, далекие от исламского мировоззрения. И если в отношении Джемилева как диссидента советской эпохи многие закрывают на это глаза из-за его легендарной биографии и заслуг перед крымскими татарами, то постоянное привлечение в руководство промеджлисовского национального движения людей вроде Айдера Муждабаева или Османа Пашаева, известных своими антиисламскими взглядами, не может не вызывать отторжения у верующих.
Поэтому вопрос заключается в том, сумеют ли организаторы нового муфтията поставить во главе него авторитетного среди мусульман знатока Шариата, способного выдавать фетвы для мусульман даруль-харб (например, по ханафитскому мазхабу, где эти реалии хорошо разобраны), или это будет человек, отражающий только "мысли и желания крымских татар" в понимании людей, далеких от исламского мировоззрения.