Их нравы

Гранты для Русской Православной Церкви

Самой массовой религиозной организацией в России является РПЦ.

Как следует из данных анализа Центра экономических и политических реформ, именно организации, которые близки к РПЦ, чаще всего получают гранты по президентским программам. Данное обстоятельство и удивляет российских блогеров, и веселит их.

Так, за минувшие три года Русской Православной Церковью было привлечено шестьдесят три гранта на общую сумму в двести пятьдесят шесть миллионов рублей через молодежные движения, аффилированные с ней. Плюс еще девяносто миллионов рублей были получены организациями, связанными с идеологией Александра Дугина, который имеет скандальную известность и  был в  прошлом году уволен с кафедры социологии МГУ. Он пропагандирует так называемую «идеологию евразийства», которая подразумевает антизападнические настроения, а также специфическое понимание идеи многополярного мира и позитивное восприятие наследия советской эпохи.

По словам автором доклада, с 2013 года резко начал расти размер распределяемого фонда, и несколько раз в год стали проводиться конкурсы. Так, общий фонд грантов составил 4,3 миллиарда рублей, хотя еще три года назад он состоял всего лишь один миллиард рублей.

Молодежные организации, отличающиеся прокремлевской позицией, к примеру «Молодая гвардия Единой России», также получили массу денежных средств из президентских грантов. Вышеупомянутая МГЕР получила за последние два года тридцать один миллион рублей.

Общая сумма средств, доставшихся молодежным движения, составила более ста миллионов рублей за последние три года: например, на проведение чтений "Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси" президентским  фондом было выделено  8 миллионов рублей.

ЦЭПР добавляют, что увеличилась и поддержка тех организаций, которые действуют в рамках как неформальных, так и официальных рекомендаций власти. Сделано это с целью создать противовес усилению того давления, которое оказывает государство на "нежелательные" политические НКО.

Соцсети отреагировали на публикацию этого доклада ЦЭПР, особенно контрастирующего на фоне призывов патриарха Кирилла  "строить нравственное государство" и информации о благотворительных акциях сановников.

Так, впечатляет парадоксальные ответ Е. Колмана, который представился сотрудником базирующегося Центра Независимых социокультурных исследований в Петербурге. "Вы делаете кривые выводы из верных посылок: ваше мерзкое иезуитство достойно восхищения! Главный вывод совсем другой: грантодатели раздают гранты ДРУГ ДРУГУ, а не РПЦ! Если вы этого не увидели в своём, якобы, "исследовании", то грошь цена вашим "экспертикам", и забудьте слово "исследование" вообще - вы недостойны, чтобы показывать своё имечко и работать в научном поле! [орфография сохранена]" – пишет он.

Впрочем, руководство Центра сообщили, что у них нет сотрудника с такой фамилией, а также заявили, что грантополучателем ЦНСИ не является и даже числится в списке «иностранных агентов» по решению министерства юстиции.

В Твиттере также откликнулись не доклад – с аккаунта "Рожа и кожа" задают вполне резонный вопрос: "Как же больно осознавать, что в основном гранты получает РПЦ, а не наука и искусство. Чем православная молодежь лучше развивающейся?". "Не наука, не образование, а РПЦ. ППЦ", - вторит ему аккаунт  @ishiharayuuko.  А  пользователь global_no иронизирует: "РПЦ заменило Кипр походу))) новый оффшор)))".

Всеволод Чаплин, официальный представитель РПЦ, выводов ЦЭПР не отвергает, но заявляет, что гранты получает только небольшое число православных организаций.  Протоиерей настаивает, что «многие из них созданы православными христианами, мы даже ведем учет заявок таких общественных организаций, взаимодействующих с церковными учреждениями, и, между прочим, замечаем то, что эти организации преференциями не пользуются. Побеждает 7-10% заявок".

По мнению Чаплина, если придерживаться мнения, что  религиозные организации или православные общественные организации в конкурсе на грант победить не могут, то это уже попахивает дискриминацией.

Впрочем, доклад ЦЭПР приводит имена и совсем нетривиальных грантополучателей: более шести миллионов рублей были запрошены благотворительным фондом технической поддержки духовных организаций "Хартофилакс" на доклад "в противовес необъективным докладам Государственного департамента США и иностранных неправительственных организаций". Название фонда, кстати, означает название одной из церковных должностей в Византии.

Проанализировав статистику сайтов некоторых грантополучателей, авторы доклада пришли к выводу, что организации после получения гранта заканчивали свою работу в течение пары месяцев, и это уже основание задать вопрос о целевом использовании этих средств.

В ряду организаций, которые поддерживают президентские гранты, самой удивительной, пожалуй, можно назвать основанную по инициативе Путина "Ночную хоккейную лигу", в состав которой входят экс-хоккеисты Вячеслав Фетисов и Владислав Третьяк.

Описанные в докладе ЦЭПР грантооператоры выделяли гранты даже тем организациям, которые имели по последнему закону об НКО статус "иностранного агента". Так, по утверждениям Льва Пономарева, главы "Движения за права человека", его организация получала средства, несмотря на статус " иностранного агента", от грантооператора "Гражданское достоинство", причем не раз. Этот грантооператор является пятым по величине раздатчиком президентских фондов. По его словам, после того, как иностранные фонды стали выделять все меньше грантов,  ссылаясь на его излишнюю политизированность, он обратился к государству, и даже после того, как его организация стала "иностранным агентом», деньги ему все равно выделялись.

Пономарев рассказал, что именно по его инициативе было создано «Гражданское достоинство" после того, как он понял, что уходящие фонды надо чем-то замещать.  С его стороны поступило предложение о создании общественной структуры, которая не будет помогать госструктурам но будет иметь деньги на проведение мониторинга нарушения прав личности.

Тогда Пономарев написал Путину письмо после того, как вышел закон о НКО, в котором отметил, что регистрироваться никто не будет, и в этом случае исчезнет правозащитное общество.

Объективной была первая раздача денег, но дальше начали внедряться фейковые организации. По мнению Пономарева, правозащитник  должен стать кодифицированной профессией, помогать защищать права человека, если  государство их нарушает. Помощник госструктуры не может считаться правозащитником.

Недавно стало известно, что министерство юстиции собирается исключить из списка "иностранных агентов" правозащитное движение "За права человека".

Комментарии 1
  • Отделите церковь от государства.
    (1321)
    22 декабря'2015 в 21:13