(На фото - Сенат Берлина)
На Западе с переменным успехом продолжает идти борьба между мультикультурализмом и националистической реакцией, которая стремится, если не закрыться от иммигрантов, что невозможно, то заставить их ассимилироваться в принимающих обществах. В первую очередь, это, конечно, касается последователей Ислама, которые, до тех пор, пока они сохраняют приверженность своей религии, в ряде базовых вопросов все равно будут сохранять ценностный и поведенческий код, отличающий их от окружающих. И в этом смысле нет разницы между мусульманами-иммигрантами и принимающими Ислам европейцами, поэтому исламофобы совершенно оправданно для себя переносят акценты с борьбы против иммиграции на борьбу против "исламизации".
В Канаде, как мы видели на недавних выборах, победили сторонники мультикультурализма и лояльности к мусульманам из Либеральной Партии. Но куда больше примеров сегодня побед антиисламских партий. Европа в этом смысле колеблется, причем, колебания зависят от стран, и даже от входящих в них территорий.
Например, во Франции уже несколько лет как запретили в государственных школах ношение религиозных символов, а сейчас в муниципалитетах, где к власти приходят националисты, пытаются упразднить несвинные меню в школьных столовых. В Англии этого пока себе невозможно представить - англосаксонские страны все еще остаются наиболее толерантными и мультикультурными во всем Западе. А вот Германия начинает колебаться между первой и второй моделями.
В частности, в земле Карлсруэ недавно приняли закон о нейтралитете, запрещающий учителям в государственных школах ношение религиозных символов. Хорошо хоть пока только учителям, но в принципе, ничего хорошего в этом нет, так как соблюдающие мусульманки теперь не смогут работать учителями в государственных школах этой земли.
Дискуссия о целесообразности принятия подобного закона начинается сейчас и в Сенате Берлина. Но здесь он пока вызвал большее противодействие, возможно, из-за многочисленности и укорененности в этом мегаполисе соблюдающих мусульман, в первую очередь турок. Поэтому, несмотря на то, что немало берлинцев поддерживает принятия такого закона, общественные опросы показывают, что много людей выступают против него. Причем, это не только мусульмане, но и те обычные немцы, которые считают, что проблема носит надуманный характер, а культурные различия обогащают немецкое общество.
Какая из этих позиций возобладает, покажет время.