(На фото - символ Исламского движения освобождения Сирии - Ахрар аш-Шам)
"Голос Ислама" уже писал о резких высказываниях министра иностранных дел Катара Халида аль-Аттия о планах его страны положить конец геноциду мусульман в Сирии, вплоть до, если понадобится, ввода в нее войск мусульманских стран.
Однако помимо этого Халид аль-Аттия сделал не менее важное заявление о том, что касается ситуации в Сирии и возможных сценариев ее трансформации после ухода Асада. В частности, он заявил, что Катар поддерживает движение "Ахрар аш-Шам", не считая его экстремистской организацией.
Это заявление следует прокомментировать с нескольких точек зрения.
Во-первых, "Ахрар аш-Шам" наряду с "Джабхат ан-Нусрой" (запрещена в России как террористическая организация) был внесен в список террористических организаций США - важным партнером Катара. Тем не менее, Катар открыто заявляет, что несмотря на это, поддерживает эту организацию. И, надо полагать, что это свидетельствует не столько о его намерениях идти на конфронтацию с США, сколько о планах убедить США исключить из этого списка "Ахрар аш-Шам" и относиться к нему как к договороспособной конструктивной силе.
Во-вторых, не секрет, что того же от Америки добивается Анкара, для которой "Ахрар аш-Шам" является одним из основных партнером, среди военных групп в Сирии, чего не скрывают и сами его лидеры, открыто призывающие к созданию суннитского союза с Турцией.
В-третьих, Исламское движение освобождения Сирии, а именно так расшифровывается "Ахрар аш-Шам", за эти годы проявило себя как эффективную военно-политическую силу, чего нельзя сказать, о чисто секуляристских сирийских группировках, являющихся не более, чем декорацией курдской YPG. Совершенно очевидно, что подобные силы во главе послеасадовской Сирии или ее суннитской части не примут моджахеды, которые артикулируют, что сражаются за исламский Шам, а не демократию западного типа. С другой стороны, авторитет "Ахрар аш-Шама" среди этих же групп достаточно велик, да, она и является одной из них, но при этом имеет почти официальные отношения с Турцией и Катаром и стремится к политическому решению сирийской проблемы.
Учитывая все это, можно предположить, что Катар, Турция, а возможно, и Саудовская Аравия будут стремиться убедить США признать именно "Ахрар аш-Шам", а также союзные ему силы вроде "Армии Ислама" ядром правящей коалиции в пост-асадовской Сирии или ее суннитской части, с подключением к ней ССА, а также с обеспечением того или иного представительства курдских и алавитских сил.
По крайней мере, иного политического решения сирийского вопроса не просматривается.