В минувшие выходные в Анкаре прошел Второй всемирный конгресс крымских татар.
И то, как прошел Конгресс, и принятые им решения однозначно являются пощечиной для Кремля. Главное, что не удалось последнему - маргинализировать данный Конгресс в глазах высшего руководства принимающей страны, то есть, Турции. Не помогли ни обращения к Эрдогану коллаборационистов из числа крымских татар, специально собравшихся для этого в захваченном Крыму, ни бутафорский митинг протеста у стен турецкого посольства в Москве против проведения в Турции Конгресса. Эрдоган хоть и не приехал на Конгресс сам (он в этом время находился с визитом в Китае), но направил его участникам официальное и вполне недвусмысленное приветствие с ясным посланием - Турция не признает и никогда не признает захвата Крыма имперской Россией, будет поддерживать крымско-татарский народ в его борьбе за свои права и следить за их соблюдением. Кроме того, на Конгрессе с речью аналогичного содержания выступил Глава турецкого МИД Чавушоглу, а после Конгресса его организаторы встретились с премьер-министром Турции Давутоглу и собираются встретиться с Эрдоганом после его возвращения.
Словом, роль и значение Турции как подчеркивались организаторами Конгресса (турецкие флаги висели наряду с крымскотатарскими и украинскими, так же и турецкий гимн при закрытии Конгресса исполнялся наряду с двумя этими гимнами), так и признавались официальной Анкарой.
Идеологию Конгресса и принятых им потом решений обозначил в своей программной речи моральный лидер крымских татар Мустафа Джемилев: непризнание оккупации Крыма, моральное сопротивлений ей внутри Крыма и деятельная подготовка к деоккупации за его пределами. Последний пункт предполагает как подготовку сил для будущего освобождения Крыма, и в этой связи следует рассматривать новость о предстоящем создании Мусульманского батальона в составе Вооруженных Сил Украины, так и этническое самосохранение крымцев на территории континентальной Украины, чему должно способствовать их компактное расселение в Херсонской области, на границе с Крымом.
Вся идеология Конгресса и организовавшего его Меджлиса ориентированы на поддержку Украины. Поддержка такая, с одной стороны, есть - на Конгрессе выступил министр иностранных дел Украины Климкин и зачитал приветствие от президента Украины Петра Порошенко, в котором он пообещал предоставить Крыму статус национально-территориальной автономии крымских татар в составе Украины. С другой стороны, возникает закономерный вопрос, а почему тогда данный Конгресс проводился в Анкаре, а не Киеве - столице государства, гражданами которого являются крымские татары и которое обещает им свою поддержку? В один ряд с этим вопросом встают и вопросы о том, почему национально-территориальная автономия крымским татарам даже на бумаге только обещается, а также, почему почти ничего не делается, чтобы на практике реализовать программу компактного расселения крымско-татарских беженцев в Херсонской области, о чем говорил Джемилев.
На нашего собеседника из крымскотатарского сопротивления на полуострове решения Конгресса произвели двойственное впечатление. Вот, что он сказал в интервью "Голосу Ислама":
"Все довольны кроме России, и можно сказать, это и было главными целями Конгресса. Мы положительно относимся к тому, что начались процедуры по восстановлению территориальной автономии, права на самоопределение и т. д., и надеемся, что эти действия дадут свои плоды. Но, есть один нерешенный вопрос. Что делать крымским мусульманам? Мы узнали что будет формироваться некий мусульманский батальон,но по словам Джемилева, он планируется из иностранцев, то есть, диаспоры крымских татар, которые в будущем возможно будут принимать участие в освобождении Крыма. Также мы узнали, чем будут заниматься другие общественные и политические организации крымских татар за пределами Крыма, но в наш адрес, не прозвучало ничего, кроме как оставаться в Крыму и сохранять язык, ну и то, что нас нужно спасать. В итоге мы пришли к выводу: мы приветствуем любые шаги, которые в пользу нашего народа, будь то военные, дипломатические, гуманитарные и т. д., но в вопросах сопротивления на территории Крыма решили не подчинятся силам, которые находятся за пределами Крыма. Всем нам пора осознать, что поддержка будет оказываться только в области дипломатии, пока никто не рассматривает вариантов спасать нас в буквальном смысле, а это значить, что нужно осознать всю ту тяжесть, что ложится на наши плечи".
Таким образом, главный вопрос, который остается после Конгресса - как будут соотноситься между собой та борьба за освобождение родины, которую крымскотатарское национальное движение собирается вести за пределами полуострова, и выживание и сопротивление крымских татар в самом Крыму.