Незадолго до рассмотрения Верховным судом РФ жалобы родителей девочек-мусульманок на запрет ношения в школах Мордовии хиджаба разгорелась дискуссия о допустимости присутствия религиозного головного убора в государственных учебных заведениях.
Муфтий Равиль Гайнутдин обратился за поддержкой к президенту Владимиру Путину, министр образования Дмитрий Ливанов отстаивает светский характер школьной формы, а спикер РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин согласен с претензиями мусульманской общины.
Инициировал полемику председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий Равиль Гайнутдин, 3 февраля опубликовавший на сайте своей религиозной организации открытое письмо к президенту России, призвав его поддержать право учениц-мусульманок посещать уроки с покрытой головой. Жалоба по этому поводу от родителей учениц школ Мордовии, которую 12 сентября 2014 года отклонила местная прокуратура, находится в Верховном суде и будет рассмотрена 11 февраля.
Как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, он «не располагает информацией», получил ли глава государства письмо муфтия. Возможно, Владимир Путин выскажется о данной проблеме в ближайшие дни, например, на совместном заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, которое он проведет сегодня в Черкесске.
По словам Гайнутдина, женский головной убор, предписанный установлениями ислама, не служит «знаком какой-то конфессии», это часть «тех же традиций, которых веками придерживались все «дети Авраамовы»: иудеи, христиане, мусульмане, и шире – все народы России с их традиционными культурами».
Муфтий апеллировал к защите «традиционных ценностей», ставшей в последние годы лейтмотивом риторики российской власти. На этой почве исламской общине удалось найти союзников. В пресс-конференции 28 января в Москве по рассматриваемому в Верховном суде делу вместе с адвокатом мордовских мусульманок Маратом Ашимовым участвовал Анатолий Пчелинцев, фигурировавший в последние годы на протестантских сайтах как глава юридической службы Российского союза евангельских христиан-баптистов. От РПЦ 4 февраля в эфире радио «Бизнес-FM» высказался председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
По его мнению, «люди имеют право на то, чтобы выражать свою веру во внешнем поведении», если даже «кому-то не нравятся женщины в платках». «Не очень понятно, что за идеологическая тенденция стоит за попыткой запретить ношение платка в школах, – заявил Чаплин. – Попытка трактовать светское государство как невозможность людям поступать по своей вере – это псевдоюридическое жульничество».
Представители федеральной власти демонстрируют сплоченную позицию. «На сегодняшний день мы не видим оснований для пересмотра нормативной базы о том… что одежда должна быть светской», – отметил 4 февраля министр образования Дмитрий Ливанов. «Школы у нас носят светский характер, есть строго установленная форма одежды, и этим правилам должны подчиняться все школьники, без исключений», – в тот же день заявила СМИ заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Ирина Мануйлова.
«Не стоит развивать дискуссию по этому поводу, – говорится в заявлении представителя центрального штаба Общероссийского народного фронта Михаила Старшинова. – У нас светское государство, и это закреплено в российской Конституции. Что касается хиджабов в школе, то этот вопрос уже рассматривался, есть несколько вступивших в силу судебных решений». «На мой взгляд, настойчивые предложения стать на путь активной пропаганды тех или иных религиозных взглядов в школах выглядят излишне», – считает Старшинов.
Таким образом, чиновники и депутаты не склонны менять свою позицию, сформулированную еще несколько лет назад (см. «НГ-Религии» от 07.11.12). «Если мы закроем на это (ношение школьницами хиджабов. – «НГ») глаза, то по пятницам запретим учиться, сделаем пятидневный намаз (в школах. – «НГ»)», – отметил тогдашний полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин в октябре 2012 года, когда случился прецедент запрета мусульманских платков в школах Ставрополья.