Просвещение

Как относиться к митингам опираясь на шариат

Митинги и демонстрации являются одним из методов выражения протеста в самых разных ситуациях. До сих пор в нашей республике митинги в основном были попытками обратить внимание общественности на незаконные, по мнению митингующих, действия представителей правоохранительных органов, как, например, преследования и задержания. В последнее время стали появляться и другие актуальные поводы. В связи с этим возникает вопрос: каково положение митингов и демонстраций согласно исламу? Не противоречат ли они шариату?

Современные исламские правоведы высказали различные точки зрения по этому поводу. Однако если их резюмировать, то можно сказать, что учёные разрешают митинги и демонстрации в своей основе, если они не содержат запретных элементов, связанных с внешними факторами. Но есть и такие, кто считает, что митинги и демонстрации всегда несут в себе вред.

Известный саудовский учёный Абдуррахман аль-Баррак в фатве на своём сайте говорит о том, что проведение демонстраций в своей основе является дозволенным согласно шариату.

Демонстрации относятся к техническим средствам, основой в которых является дозволенность. Запретными они становятся тогда, когда содержат запретное: погромы, вредные последствия, смешение полов, запрещённый выход против законного шариатского правителя и другие.

Проведение демонстраций – это вопрос пользы и вреда, который должны решать ответственные за это люди, разбирающиеся в обстоятельствах.

Иногда в фатвах учёных, запрещающих митинги и демонстрации, можно увидеть, что они привязывают этот запрет к внешним факторам, отсутствию пользы и наличию вреда. Шейху Ибн Усаймину сказали: «Мы испытаны в наших странах теми, кто считает дозволенными митинги для порицания порицаемого. Когда они видят что-либо порицаемое, они собираются и организуют демонстрацию. При этом они ссылаются на то, что правители разрешают им подобное».

Шейх ответил: «Во-первых, демонстрации не приносят пользы без сомнения. Напротив, в них открытие дверей для зла и анархии. Эти толпы иногда могут пройти мимо лавок или вещей, которые можно украсть, и украдут. Иногда там может быть смешение молодёжи из числа мужчин и женщин. Это порицается, и в этом нет блага.

Однако в некоторых западных странах иногда невозможно добиться своих прав, кроме как посредством демонстраций. Поэтому европейцы, когда хотят решить проблему, выходят на демонстрации. Если это работает, и в этих странах не видят в этом проблемы, и мусульмане не могут добиться своих прав, кроме как посредством демонстраций, то я надеюсь, что в этом нет проблем. Что же касается исламских стран, то я считаю, что в них это запрещено» (перевод с сокращениями –«ЧК»).

Отвечая на вопрос о положении митингов, шейх Аль-Худейр сказал: «Во-первых, необходимо правильно понять, что собой представляет митинг, поскольку шариатское положение любого явления основывается на представлении о нём. Митинг – это коллективный выход людей, преследующих определённую цель, когда митингующие проявляют таким образом осуждение и недовольство чем-либо или же хотят добиться выполнения чего-либо, показывая важность этого дела и подталкивая к его исполнению.

Что касается доказательств о дозволенности митинга, то они состоят в следующем:

1.Основой в вещах является дозволенность, пока не придёт частное доказательство на запрет.

2.Митинг подпадает под общие шариатские принципы, такие, как: «помогайте в благочестии и богобоязненности»; «мусульмане подобны единому строению, часть которого укрепляет другую часть» и другие.

3.Митинг относится к разновидностям джихада, повелению одобряемого и запрету порицаемого. Коллективное же исполнение этих установок является ещё более предпочтительным.

4.Митинг подобен воплощению принципа «кто из вас увидит порицаемое, пусть исправит это рукой, а затем – языком». В данном случае это аналогично исправлению порицаемого органами тела, что выражается выходом на митинг для указания на порицаемое. Доказательство в данном случае заключается в следующем: если слова являются порицанием, то выход на митинг для выражения порицания тоже является порицанием. Также можно провести аналогию с принципом «слово истины в лицо несправедливому правителю», поскольку коллективный выход с порицанием подобен этому. Также можно провести аналогию с ситуацией, в которой тому, в чьём присутствии совершается порицаемое, и он не может его изменить, следует выйти и покинуть своё место. Коллективное же покидание более явно выражает порицание, и этому подобен и коллективный выход для порицания, что и называется митингом (демонстрацией)» (конец цитаты – «ЧК»).

Шейх Аль-Мунаджид также говорит, что нет ничего предосудительного в акциях протеста мусульман против проявления угнетения, в которых они требуют прекратить несправедливость. При этом, по мнению шейха, необходимо избегать следующих запретных элементов:

1) использование и выкрикивание непристойных фраз и слоганов;

2) использование оскорбительных высказываний и ругательств, не дозволенных шариатом;

3) создание неудобств и нанесение вреда другим людям такими действиями, как, например, перекрытие дорог, препятствование движению и т. п.;

4)агрессивное поведение в отношении людей, порча их имущества, как, например, разрушение магазинов, битьё окон, поджоги объектов инфраструктуры и другие действия, однозначно подпадающие под категорию «харам»;

5) смешение полов.

Таким образом, можно подытожить, что если митинги и демонстрации не несут в себе очевидного вреда, приводят к положительным результатам и не содержат запретных элементов, то в основе они являются дозволенными согласно шариату.

P. S. Данная статья не является поддержкой или порицанием какого-либо конкретного мероприятия и касается лишь общих положений митингов и демонстраций.

Автор: Умар Гаджиалиев
Комментарии 14
  • Альхамдулиллях! К примеру выход двумя рядами мусульман к Священному Дому тоже сегодня охарактеризовали-бы как митинг. А это - из сиры!
    (-18)
    2 февраля'2015 в 16:37
    • А для какой местности это описано? Слишко обобщенно все это
      (16)
      2 февраля'2015 в 17:16
      • Халид Валидов, А местность у нас одинаковая везде в нашей реальности, брат. Нет нигде притворения ислама, везде властвует неверие.
        (-18)
        3 февраля'2015 в 06:53
        • Шейх аль-Баррак, Шейх Ибн Усаймин, шейх Аль-Худейр, Шейх Аль-Мунаджид - хорошие ученные, но когда собирают мнение этих ученных результат будет один, а когда будут собирать мнение великих ученных результат фетвы будет другой. А что говорят великие ученные? Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Шафиги, Имам Ахмад бин Хамбали, Ибн Таймия?! Надеюсь брат Умар Гаджиалиев не специально их мнение не привел.
          (773)
          3 февраля'2015 в 13:43
          • Ассаляму алейкум, в таких моментах очень важно приводить ссылку на то, где именно ученый так сказал, желательно на его официальный сайт.

            Для меня, до сегодняшнего момента, демонстрации - это уподобление неверующим, а если это несет с собой смешивание мужчин и женщин, разрушения, и тем более смерти, то еще хуже!
            Но если до меня будет доведен довод, хотя бы слова больших ученых, то я тогда возможно смогу признать, что хотя бы в этом вопросе есть разногласие.

            Посему... ждем ссылку ) Естествеено на официальный сайт шейха. Джазакум Аллаху хайран!
            (113)
            6 апреля'2015 в 17:12
            • АбуАнсария, сначала приведи насс сахих,потом будем говорить!!!
              (-60)
              29 июня'2015 в 11:07
              • АбуАнсария, ты о каком претворении? Посмотрите на свои хизбийские страницы в соц сетях, ваши жёны,матеря,сестра,дочеря ,выставляются на всеобщее обозрение.не говорю уже о том как они одеты, как братья относятся к уаджибам как борода и т.п. так что сначала претворить то что ты в силах претворить, а не то за что тебя не спросит Аллах!!! Насчёт реальности ты тоже загнул
                (-60)
                29 июня'2015 в 11:11
                • если даже ПРЕДПОЛОЖИТЬ,что вы приведете достоверный хадис о том что они вышли к каабе показывая ислам, то ведь тут нет далиля на то чтобы требовать что то, выйди тоже(если предположить)на площадь и покажи свой ислам, призави к чему призывали они а это оставление всего того чему покланялись мушрики и поклонение Одному Аллаху. И тем более если ПРЕДСТАВИТЬ, что есть далиль сахих, то это было в первые годы ислама, когда еще нормы шариата не были установленны окончательно,даже скажу что из харама и хяляля вообще практически ничего не было и т.п. так что оставьте свои рассуждение о религии Аллаха без знания, Аллах сказал в Куране:"Тот кто воспративиться посланнику после того как ему стал ясен прямой путь и НЕ ПОСЛЕДУЕТ ПУТЕМ ВЕРУЮЩИХ, направим его туда куда он направился и введем в огонь,как же скверно это место прибытия"
                  (-60)
                  29 июня'2015 в 11:27
                  • abu amina, а ваши "жёны, матеря, сестры, дочери" все одеты?
                    (15095)
                    29 июня'2015 в 11:47
                    • абу Джабраиль, я говорю о мусульманках котые думают что носят покрывало!!!
                      (-60)
                      29 июня'2015 в 12:00
                      • абу Джабраиль, я не раз встречал к примеру хизбиев из хизб аль-агрор(хт)которые мне говорили в ответ на то что я объяснял условия и путь к хыляфа, что иди строй халифат в своей душе и семье!!! Конечно это издевательство но слова истины, подразумеваемые батыль
                        (-60)
                        29 июня'2015 в 12:03
                        • abu amina, и я об этом же...
                          (15095)
                          29 июня'2015 в 12:07
                          • абу Джабраиль, мама к сожалению не подчиняется в этом вопросе ни мне ни Аллаху, т.к. вера слаба, а те за кого я несу непосредственно ответственность, жена, дочери, да их одежда соответствует шариату, даже скажу больше моя жена одевает никаб(как называют паранжу)есть еще вопросы? поставь + брат!!!))) если ты рад за меня)))
                            (-60)
                            29 июня'2015 в 12:14

                            • abu amina (-60)29.06.2015 в 11:11#81437 ответ на #77280
                              АбуАнсария, ты о каком претворении? Посмотрите на свои хизбийские страницы в соц сетях, ваши жёны,матеря,сестра,дочеря ,выставляются на всеобщее обозрение.

                              abu amina (-60)29.06.2015 в 12:14#81455 ответ на #81453
                              абу Джабраиль, мама к сожалению не подчиняется в этом вопросе ни мне ни Аллаху,

                              Брат! Ты противоречишь сам себе....
                              (-18)
                              6 июля'2015 в 15:45