Коренные жители Крыма крымские татары оказались в неудобном положении - они не признают оккупационные власти, но вынуждены принимать российское гражданство, поскольку в противном случае на них оказывают давление, утверждает лидер крымских татар Мустафа Джемилев.
По его словам, здание Меджлиса — единственное здание на полуострове, на котором развевается украинский флаг. В разговоре с DELFI М.Джемилев отметил, что ситуация в Крыму сейчас напоминает советское время, точнее, «маразматический период Леонида Брежнева», а такого хамства в отношении его народа не было давно — со времен депортации.
- Какова сейчас общая атмосфера?
- Невзрачная атмосфера, особенно в неудобном положении там крымские татары, поскольку они больше всех сопротивляются этому оккупационному режиму. Они не признают оккупантов, единственное здание на территории Крыма, где висит украинский флаг — это здание Меджлиса. Власти пытаются разделить (крымских татар — DELFI), привлекая должностями, с другой стороны — давление. Если они не признают российское господство и не примут российское гражданство, то (угрожают — DELFI) всякого рода неудобствами, скажем, закрытием бизнеса.
Да и вообще, в соответствии с их нормами все должны быть российскими гражданами, а кто не принимает российское гражданство — иностранцы. Крымские татары, коренной народ, и если они не принимают этого гражданства, значит, на своей территории они являются иностранцами. Это означает, что они будут получать только вид на жительство на 90 дней, потом выезжать, полгода еще где-то жить, а потом только возвращаться и снова просить вид на жительство на 90 дней.
- Звучит как изгнание?
- Да, такого хамства в истории Крыма очень давно не было, не было со времен депортации. Правда, украинское законодательство предусматривает, что, если человек сам письменно не отказывается от украинского гражданства, вне зависимости от того, принимает он чей-то паспорт или нет, он сохраняет гражданство Украины. Но недавно Государственная Дума России приняла закон, предусматривающий уголовную ответственность за сокрытие второго гражданства. Такой вот жесткий диктат.
В университетах, например, студентов заставляют писать заявления об отказе от украинского гражданства и когда они его не пишут, грозят отчислением из университета. Проблема сейчас в том, чтобы наших студентов, тех, которые не принимают российское гражданство, определять в какие-то другие ВУЗы на территории Украины или других стран.
То есть, сохранить свое человеческое, национальное достоинство здесь в Крыму в последнее время становится практически невозможно.
- Российский президент Владимир Путин в своей речи многое обещал татарам, как видно этого не случилось?
- Никто всерьез его обещаний не воспринял. Правда, может быть, обещания решить какие-то социальные проблемы (...) Но Крым уже становится большим экономическим бременем, потому что основная статья дохода — туризм, сейчас, можно сказать, практически вымер, потому что на оккупированную территорию мало кто будет ездить.
60% туристов всегда были из Украины, теперь они не ездят. Из-за рубежа — также, самолеты туда не летают. Дорога только через Москву. Словом, такая вот обстановка, и даже те, кто был очень пророссийски настроен уже начинает немножко сомневаться.
- Что можно сказать об уровне жизни?
- Уровень жизни не изменился, только чуть-чуть в худшую сторону (изменился — DELFI). Правда, говорят, что пенсии будут повышать вдвое, но цены там тоже пропорционально растут, поэтому пока этого увеличения нет, но если пенсии будут увеличены, это не очень сильно отразится на экономическом положении жителей Крыма.
- Много ли крымских татар приняли российское гражданство?
- Они все пока оттягивают это, но, видимо, все-таки будут вынуждены (принять гражданство — DELFI), поскольку речь идет о возвращении. А сколько лет нужно для возвращения? Поэтому мы особо жестко не говорим, чтобы не принимать российское гражданство. Но многие рассчитывают на то, что когда статус-кво все-таки возвратится, то украинская власть поймет, по какой причине они вынуждены были принять российское гражданство. Как долго это (оккупация Крыма — DELFI) продлится, неизвестно. Это зависит, конечно, от активности западных стран, в первую очередь от стран-гарантов, которые нам гарантировали безопасность и территориальную целостность.
- Каково отношение нынешней власти Крыма к вам, вас там не очень любят?
- Я — персона нон грата, меня туда не впускают. 19 мая они запретили уже проводить в центре города (мероприятия — DELFI) обложили его бронетранспортерами, солдатами. Правда, они (татары — DELFI) собрались на окраине города, все равно было где-то 15 - 20 000 человек, принимали резолюцию, в том числе и с требованием отменить запрет на мой въезд. Но россияне делают все с такой наглостью вместо того, чтобы (делать — DELFI) то, что положено по правилам.
- То есть вы изгнаны из Крыма?
- Да, я давно уже был в Крыму. Последний раз — 19 апреля, с этого времени не мог попасть в Крым. 3 мая пытался, в нейтральную полосу зашел, 10 людей, которые приехали, оштрафованы на значительную сумму. Словом, наступило время примерно похожее на советское. Уровень демократии примерно тот же, советский. Как на красную тряпку они реагируют на украинские флаги. На крымско-татарские флаги не так реагируют, а в отношении украинских есть такая враждебность.
- В общем, это возврат к Советскому союзу?
- Я бы даже сказал, что к Советскому союзу не лучших времен. Примерно, скажем так, к маразматическому периоду Леонида Брежнева, далеко не перестроечный период.
- Спасибо вам большое за беседу.