Недавнее заявление замглавы Роскомнадзора Максима Ксензова о возможном блокировании доступа к Twitter и Facebook тут же вызвало гневную отповедь премьер-министра Медведева о необходимости «иногда включать мозги», и опровержение пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Но в интернет-сообществе продолжаются споры о том, заблокируют или нет соцсети, которые отказываются выполнять требования российских властей.
«Они специально создают условия, в которых блокировка этого ресурса на территории нашей страны становится практически неизбежной», – заявил Максим Ксензов в интервью «Известиям» в пятницу.
По его словам, взаимодействовать с интернет-компаниями американского происхождения крайне сложно, хотя Google и Facebook иногда соглашаются блокировать или удалить незаконный контент. С Twitter дело обстоит гораздо сложнее.
«Twitter — сугубо американская компания, они вообще не имеют зарубежных представительств. Много экстремистского контента распространяется как раз в этой сети», – пояснил заместитель главы Роскомнадзора.
Именно такой контент привел в марте к блокировке соцсети в Турции. В преддверии местных выборов в Twitter появились смонтированные записи телефонных разговоров премьер-министра Эрдогана и правительственных чиновников, и даже «утечка» секретной встречи, посвященной возможности военных действий в соседней Сирии.
На требования турецких властей удалить информацию, «представляющую угрозу безопасности страны», руководство соцсети ответило отказом.
Правительство Турции решило действовать по закону, через суд обвинив компанию Twitter в уклонении от налогов. И руководство компании тут же пошло на попятную, прислав в страну свою делегацию для переговоров. Эта мера оказалась более эффективной, чем блокирование соцсети, вызвавшее громкие обвинения Запада в покушении на свободу слова.
Возможность подать на Twitter в суд есть и у российских властей.
«Их деятельность в России — это бизнес, который приносит прибыль. Их доходы — это в том числе деньги российских граждан, которые не остаются в России, а напрямую уходят за рубеж. И налоги здесь не платятся», – подчеркнул Максим Ксензов.
Деятельность социальных медиа бывает «невозможно объяснить с позиций свободы слова», считает чиновник.
«Иногда те вещи, которые универсально квалифицируются международным сообществом как нечто абсолютно неприемлемое, например пропаганда терроризма, свободно распространяются американскими интернет-компаниями», – отмечает он.
И все же закрытие или блокирование соцсети неизбежно вызовет негативную реакцию пользователей.
По мнению гендиректора Информационного агентства Турции по Ближнему Востоку и Африке Турана Кишлакчи, нужно не запрещать, а заменять лучшими те СМИ, которые преследуют явно враждебные политические цели.
« Нужно предлагать народу лучшую альтернативу», – заявил он в интервью WordYou.Ru.
Похожую позицию занимает и заместитель руководителя Роскомнадзора Максим Ксензов.
«Общими усилиями государства и отрасли можно создать собственный сетевой мир, который предоставит пользователям выбор и вытеснит зарубежный и чуждый продукт. Уверен, что интернет-проекты российского происхождения будут всё более востребованы», – сказал он.