Общество

Ответ Вадима Сидорова Сергею Маркусу

Нормативно о ненормативном:

ответ Вадима Сидорова Сергею Маркусу

Сергей Маркус опубликовал на сайте IslamNews статью, направленную против Национальной Организации Русских Мусульман и призывающую трансформировать «русский ислам» в «неНОРМативном направлении».

На самом деле, вне зависимости от тех целей, которые он ставил перед собой, когда писал эту статью (Аллах знает их лучше), он поднял в ней важные вопросы, на которые я считаю правильным дать объективные и честные ответы.

Однако для начала я хочу исправить две неточности.

Во-первых, семьи моих родителей и родителей Сергея, действительно, знакомы и давно поддерживают теплые отношения. Но, наверное, Сергей что-то перепутал: его семья не давала приют моей семье после того, как мы уехали из Баку в Москву, как он пишет. Правда в том, что задолго до этих событий во время одного из отпусков моя семья снимала у родителей Сергея квартиру на совершенно рыночных условиях, что, впрочем, ничуть не умаляет нашей им за это благодарности. Не знаю, зачем Сергею понадобилось выдумывать историю про «приют от гонений на армян». Должно быть, как человеку с «безупречно русской фамилией» ему хотелось указать на мои частично армянские корни (моя мать, действительно этническая армянка), но все же, лучше придерживаться реальных фактов, а не своих фантазий.

Во-вторых, из повествования Сергея о нашем знакомстве можно сделать вывод, что он отошел от НОРМ из-за тех «грехов», что вменяет мне в своей статье, которые мы рассмотрим ниже. Но и это неправда – Сергей был исключен из НОРМ ее Шурой после того, как отказался признать наше решение о полном разрыве с шиизмом.

Теперь перейдем к самой статье.

В ней Сергей представил лидеров НОРМ, в частности, меня, как взбалмошных бунтарей, навязывающих русским мусульманам линию на конфронтацию с родным государством из-за своих «личных неудач, обид, неумения налаживать конструктивную работу».

Давайте с этим разберемся.

Вообще-то говоря, всем, кто «в теме», хорошо известно, что много лет мы и я лично пытались «наладить конструктивную работу» с государством, чтобы оно признало русских мусульман. И что же?

Алексей Алексеевич Гришин – тогдашний куратор исламской политики в Администрации Президента при всех наших заверениях в лояльности русских мусульман российским интересам всегда давал мне понять, что не рассматривает русских мусульман как серьезное явление и советовал нам раствориться в одном из духовных управлений мусульман. Чтобы у него «на одну папку стало меньше». Такой вот подход. При том, что мы со своей стороны всегда дружелюбно с ним общались, потом мне сообщили, что в беседе с одним «духовным лидером российских мусульман» он всячески пытался меня дискредитировать и убедить того не защищать меня от нападок со стороны спецслужб. А нападки такие имели место неоднократно, так что защищать приходилось – не только этому лидеру, но и многим другим, иначе, возможно, мне бы сейчас не довелось бы писать эти строки.

А, собственно, за что? Первый налет в 2005 году на организованный нами культурно-просветительский центр на улице Сергея Макеева, когда к нам ворвались с автоматами после пятничной молитвы, ходили в сапогах по коврам и увезли в ОВД Краснопресненское, где передали нас сотрудникам УБОПа, был официально обоснован тем, что «в здании собирались граждане славянской народности для проповеди ислама». Такие налеты повторялись не раз, в разных местах, но каждый раз нас, что называется, «проносило». Может быть, потому, что это была Москва, а может быть, потому что это была еще относительно расслабленная середина нулевых, когда силовикам еще не дали карт-бланш на полную зачистку исламского пространства.

Сергей, я думаю, должен помнить эти годы – тогда ведь действовала не только НОРМ, но и другие структуры подобного рода: Российское Исламское Наследие, Даруль-Аркам, старый сайт Ислам.Ру, да и Исламский конгресс, который тогда еще не был мусульманским отделением «Единой России». Думаю, он должен знать, что в те годы была предпринята попытка конституировать большое российское исламское движение, стремившееся объединить по всей стране молодежные джамааты и развивать исламское просвещение в конструктивном диалоге с государством.

Должен знать и то, что я был одним из участников этих переговоров, за что на меня еще долго сыпались шишки от оппозиционно и антисистемно настроенных мусульман, обвинявших меня в предательстве и сервилизме. Но я не был сервилистом тогда, как не являюсь бунтарем ради бунтарства теперь. Просто тогда я надеялся на то, что в рамках установившейся в России системы (а в те годы она еще не имела такого характера, как сейчас) можно договориться с властью о развитии исламского гражданского общества. Но со временем стало ясно, что никто ни с кем и ни о чем договариваться не будет. Что этой власти не нужны партнеры, не нужны договоры – ей нужны только те, кто будет ей безоговорочно служить, принося в жертву этой службе любые принципы и убеждения. Чего я, естественно, не собирался делать ни тогда, ни сейчас.

Сергей ставит мне в вину то, что я, будучи лидером НОРМ, живу вне России. Дорогой Сергей, я принял решение покинуть родину в 2008 году после консультаций со своими соратниками, потому что, увы, безошибочно предугадал, что она будет развиваться в таком направлении, в котором мне в ней места не будет. В правильности принятого решения мне довелось убедиться за несколько дней до моего отъезда, когда, не зная о моих планах, совестливый русский офицер одного из местных подразделений одной из спецслужб решил предупредить меня, что в центральном департаменте этой спецслужбы настроены меня «закрывать».

Опять же, к тому времени я не был в оппозиции к существующему режиму, не призывал к конфронтации с государством, а наоборот, искал партнерства с властью. Однако мне было прямо сказано, что я «враг».

Ну ладно, Сергей, ты считаешь, что я такой «харизматик-бунтарь», который по определению, видимо, вызывает недоверие вне зависимости от того, какую позицию занимает. А за что же тогда, позволь тебя спросить, через несколько месяцев после моего отъезда «закрыли» тишайшего человека – Айдара Хабибуллина, главу суфийского издательства «Сад»? В издаваемых им книгах (почти все они сейчас запрещены в России) не было и слова о политике, и он в личных разговорах между нами призывал держаться от нее подальше и нас. Но ему это не помогло, когда у него – бывшего офицера и патриота России, «нашли» дома гранату, закатав в тюрьму на пять лет.

Не помогла аполитичность и лояльность властям тогдашнему имаму Пятигорска Антону Степаненко, которого чудом всем миром удалось вытащить из тюрьмы, но никаким имамом он уже, естественно, быть не мог. Первый в истории России русский муфтий Али Евтеев тоже по-твоему, был бунтарем-оппозиционером, как я? За это его сжили с должности и выдавили из страны? Или, может быть, за то, что он честно признался, что прошел путь от антигосударственных убеждений к патриотическим и призывает молодежь не уходить в вооруженное подполье? За что убили, взорвали в Ставропольском крае Курмана Исмаилова, который говорил мне, что не надо дразнить власть созданием джамаатов – он тоже был оппозиционером? Ведь хорошо известно, что никакое подполье не взяло на себя ответственности за его убийство, хотя всегда заявляет об этом прямо, если делает…

Далее, Сергей, ты пишешь о других активистах НОРМ, слово-в-слово цитируя «вброс» спецслужб в информационное пространство, сделанный одновременно с «заявлением Михаила Щучинова». Сергей, а тебе не совестно тиражировать тех, кто под прессом заставляет мусульман в тюрьмах делать покаянные заявления в «лучших» традициях тридцатых годов прошлого века? Ведь ты сам, насколько я знаю, был в советские годы религиозным диссидентом (учеником А.Меня) и сидел в тюрьме. Ты это забыл или это такой Стокгольмский синдром и тебе нравится возвращение этих практик? Где твоя совесть русского интеллигента?!

Ну ладно, давай тогда поговорим о тех, о ком ты пишешь. Например, Максим Байдак, более известный как ужасный Салман Север, изображаемый пропагандой как опасный террорист, торгующий почками (это не шутка, увы). Хочешь я расскажу тебе, после чего у него, интеллектуала с несколькими высшими образованиями и иностранными языками, начались проблемы со спецслужбами?

Впервые его взяли на «профилактическую беседу» ночью из дома в 2010 году как свидетеля по инциденту группы питерских мусульман на таджико-афганской границе, к которому он никакого отношения не имел, кроме того, что знал этих людей. Но это был предлог. Вообще-то Максиму, а через него и всему НОРМ тогда предложили взаимодействие. Мы, честно говоря, тогда уже не верили в добрые намерения путинского государства и особенно его спецслужб. Но так как нам предложили то, что мы сами до этого несколько лет пытались предлагать на уровне политического руководства страны, то решили попробовать. А суть предложения была в том, что нам дают зарегистрировать и создать культурный центр для работы с русскими мусульманами при условии, что мы будем удерживать их от вооруженной борьбы и не будем лезть в политику. Так как нас это устраивало, мы решили попробовать – в конце концов, мы ничего не теряли.

Как ты думаешь, Сергей, чем все это закончилось? Нас решили «кинуть» уже на стадии регистрации этого центра. После первого отказа перед нами извинялись и рассказывали нам сказки про то, что они «не углядели». После второго отказа, когда уже должны были «углядеть», с нами просто оборвали все контакты. После этого отношения Максима с этими товарищами и не заладились – он действовал без оглядки на них, действовал смело, порой эпатажно, хотя и в рамках закона – и никто пока не доказал иного.

Григорий Мавров, о котором ты пишешь. Разве ты не помнишь Григория? Это интеллигентный человек, которого спецслужбы сейчас пытаются достать и в Турции – только за то, что он поднял там вопрос о преследовании мусульман в РФ. Но Григорий не всегда имел те оппозиционные взгляды, что имеет сейчас. Этот человек был инициатором проекта Русского Османского Клуба, призванного стать площадкой диалога консервативных интеллектуалов России и Турции – еще одна наша наивная идея. Это ему принадлежала идея призывать русских мусульман к одному из четырех традиционных суннитских мазхабов. И вот теперь его изображают как чуть ли не вербовщика террористов, и это при том, что в последние годы (до вынужденной эмиграции в Турцию) он вообще не вел никакой активной исламской деятельности.

Все это я рассказываю, в том числе, как предысторию событий на Болотной площади, в которых наши сторонники, действительно, приняли демонстративное участие (при том, что от общей массы протестующих их была капля в море). Приняли потому, что к тому моменту уже пришли к твердому выводу – для того, чтобы мусульмане России могли реализовывать свои гражданские права, необходима смена или, хотя бы, радикальная перезагрузка политической системы и климата в стране. Потому что, в условиях полицейско-чекистского беспредела, басманного «правосудия», охоты на ведьм, насаждения единомыслия и единоверия никаким другим способом этого добиться уже нельзя. По этой же причине мы поддержали и события на Майдане, поддержали, заметь, как и большинство украинских исламских организаций, ибо хотели и хотим, чтобы наши браться жили в свободной европейской стране, а не в возрожденном на пару с мракобесной Московией СССР.

Ты, Сергей, пишешь, что эти два наших шага – участие в событиях Болотной-Сахарова и поддержка Майдана «выводят мусульман страны из де факто Договора с государством, которым является ее Конституция».

Господь с тобой, Сережа! Во-первых, с чего ты взял, что участие в мирных гражданских акциях противоречит Конституции России? Ты открывал ее хоть раз, если пишешь такое? Или с чего ты взял, что Конституции России противоречит поддержка невооруженных акций протеста в иностранном государстве – а именно такими они были на момент нашего предложения ехать на Майдан, которое ты цитируешь в своей статье. К твоему сведению, законы РФ запрещают участие только в вооруженных формированиях на территории иностранных государств вне их регулярных армий, то есть, ровно то, чем занимались знаменитые «силы самообороны» и «вежливые люди». А участие в невооруженных массовых мероприятиях – это обычное дело в той же Европе, хоть для экологов и социалистов, хоть для футбольных фанатов.

Во-вторых, покажи мне, пожалуйста, тот самый договор с государством, из которого мы себя вывели этими действиями? Покажи его, пожалуйста, не только нам, но и сотням мусульман, которые сидят по сфабрикованным уголовным делам за свою исламскую активность. Если это Конституция, то я уверенно заявляю тебе, что она в России не действует, в особенности, в части основополагающих статьи второй и главы второй – и это мнение не мое, «харизматика-бунтаря», но ведущих юристов России.

Но давай перейдем к конструктиву, Сергей.

Может быть, причиной нашего нахождения в оппозиции является не последовательная государственная политика по подавлению исламского гражданского общества в целом и его русской составляющей, в частности? Может быть, это мы, как ты говоришь, «не умеем налаживать конструктивную работу»?

Сергей, буду рад, если это окажется так. А так же готов признать свои ошибки и сложить с себя полномочия лидера НОРМ. И предложить на эту роль – не тебя, конечно, но любого человека с правильными исламскими (в рамках суннитских школ) убеждениями. Ну, например, Хамзу Кузнецова, русского муфтия из Хабаровска или другую аналогичную фигуру.

При одном условии – если своими «неНОРМативными», как ты пишешь, методами он сумеет добиться того, чего не сумели добиться мы, «бунтари-харизматики». А именно:

1)   Создания и свободной деятельности по стране культурных центров русских мусульман. Создания на их базе русских мусульманских общин. Семей. Систем взаимопомощи.

2)   Подготовки для этих центров русских исламских кадров – имамов, мухтасибов, кадиев, обеспечивающих в них единообразную религиозную линию в рамках традиционного ислама.

3)  Представительства русского мусульманского сообщества в существующих духовных управлениях мусульман. Пусть на вторых ролях, пусть на правах младших братьев. Но именно как представителей своей общности.

Дорогой Сергей, если ты или, например Полосин, сумеете добиться этого результата в «конструктивной работе» с существующей властью, я с охотой сложу с себя полномочия председателя НОРМ, который итак в России приостановил свою деятельность уже несколько лет как. Если для этого надо будет вообще распустить НОРМ – никаких проблем, ведь для нас НОРМ это не цель, а средство. Поэтому, если мы будем видеть, что кто-то реально достигает тех же целей другими средствами, мы с радостью снимем с себя эту ношу.

Что-то мне, однако, подсказывает, что этого не произойдет. Может быть, весь мой и наш предшествующий опыт? Или то, что идеологию и политику страны уже давно определяют такие как Силантьев, Дугин, Леонтьев, Киселев и иже с ними, в представлениях которых о России вообще нет места для русских мусульман?

Или то, что несколько месяцев назад я говорил с муфтием одной из мусульманских республик и просил его в условиях, когда мы вынужденно перестали вести с людьми работу в регионах, взять шефство над русскими мусульманами, их обучением и развитием. Этот муфтий хороший, искренний, но наивный человек (думаю, он не долго задержится в своей должности) – поначалу он сказал, что готов пристраивать у себя и готовить в ограниченном количестве русских имамов, потом выделить им несколько мечетей в республике, чтобы они стали центром притяжения для русских мусульман. Замечательные пожелания – как раз то, к чему всегда стремились мы! Все, кончилось, однако, тем, что он побоялся взять в свое медресе на учебу даже несколько русских мусульман, так как советники по безопасности настойчиво объяснили ему, что это вызовет гнев РПЦ и государства.

Так вот, дорогой Сергей. Возможно, ты помнишь еще молодого, полного энтузиазма Вадима, которого ты сегодня, почему-то считаешь обиженным неудачником, коим движет стремление с кем-то сводить счеты. Я тебя разочарую – я кое-чего уже добился в этой жизни, у меня трое детей, забота о которых требует кучи хлопот, я кандидат наук, автор сотен публикаций и нескольких книг, политический философ и прогнозист, причем, увы, как правило, точный.

В принципе, я вообще без проблем отойду от этой деятельности, если увижу, что кто-то справится с ней лучше меня. Вот, ей Богу, положа руку на сердце. Уверен, что моему примеру готовы будут последовать и другие мои соратники – интеллектуалы, профессионалы и просто интересные люди, которые найдут, чем заняться.

Для этого нужна самая малость – объясни все, что ты пишешь в своей статье про конструктивный потенциал русских мусульман для России не нам, русским мусульманам, а этой самой России. Конкретно той власти, конструктивно работать с которой ты всех призываешь, ее идеологов, ее спецслужбы, ее СМИ. Попробуй-ка поработай с ними лучше нас. Попробуй добиться лучших результатов. Может быть, взамен на твою верноподданническую позицию русским мусульманам, возглавляемым такими имамами и лидерами-лоялистами, как ты, дадут зеленый свет? Позволят реализовать то, что я изложил в своих трех пунктах выше?

Мы не будем вам мешать, обещаю. НОРМ ведь и так по сути уже нет в России – мы отказались от наличия региональных отделений, от членства людей на территории России, чтобы не подвергать их риску. Как кому-то может мешать то, чего там по сути нет? Давайте, действуйте не НОРМативно, покажите, как правильно развивать «русский ислам».

Однако дорогой Сергей, если ты этого не сделаешь, вся твоя критика НОРМ будет стоить не больше того гонорара, который ты за нее, полагаю, получил. Потому что, на основании своего опыта в данной сфере, который, уж извини, побольше, чем у тебя, я считаю, что господствующим в России кругам не нужен не только «маргинальный НОРМ» - ему не нужны именно русские мусульмане как самостоятельный, динамично развивающийся и влияющий на общество феномен.

Попробуй доказать нам, что это не так. Не словами, вплетенными в канву войны на уничтожение с единственной русской исламской организацией. Делами. Пока же ты этого не сделаешь, нам, увы, не остается ничего кроме как продолжить бороться за русское исламское дело самим. Там и в тех формах, в которых мы как практики это видим возможным и эффективным.  

Комментарии 0