Среда обитания

Беловежский мотив в новой оранжировке?

Олимпиады становятся каким-то роковым периодом для пространства бывшего СССР. Во время пекинских Игр произошли события в Грузии. Во время сочинских наступил черед Украины. Пойдет ли эта страна в Европу или останется с Москвой - ответ на этот вопрос имеет эпическое значение. Ведь, если Украина вольется в ЕС, Россия станет совершенно иной и ей понадобится новое самосознание и новая внешняя политика. Иначе говоря, в Украине сегодня решается проблема будущего мироустройства.

Если предельно коротко и внятно, то это социальная революция.  Именно так надо рассматривать бурные события, которые начались в ноябре прошлого года в Киеве, а затем распространились на всю страну.

Что происходит на Украине?

Украина единственная страна на постсоветском пространстве, которая так и не достигла уровня ВВП, произведенного в 1991 году.

Это страна, где уровень социальной дифференциации может быть даже выше, чем в России.

Страна, где все и на всех уровнях построено на коррупции.

Страна с одним из самых высоких уровней безработицы в Европе.

Страна, где для почти половины населения  основная форма выживания – личные огороды.

Ситуация еще более ухудшилась после прихода к власти Януковича, или точнее «семьи Януковича». Всего за три года  сын украинского президента стал валютным миллиардером. В правительство вошли в качестве министров несколько друзей «сына».  Одновременно с Януковичем в Киев перебралась «донецкая мафия», как ее называют в стране.  Начался очередной, еще более безжалостный  передел собственности, который больнее всего ударил по среднему классу.

Уровень почти нескрываемой ненависти миллионов украинцев к «семье» к осени 2013 года стал зашкаливать. «Яник» это тоже чувствовал. Когда он в прошлом году праздновал свой день рождения в Крыму,   наряду с усиленной охраной торжество охраняли зенитные орудия, размещенные по периметру территории, где расположился президентский дворец.

В общем, постепенно складывалась ситуация, когда должен был только  появиться подходящий повод, чтобы эта ненависть  выплеснулась на улицы.       

В долгах, как в шелках

Украина как государство медленно катилась к пропасти при всех постсоветских президентах, начиная с Кравчука. Но при Януковиче процесс этот заметно ускорился. Тотальное воровство, мздоимство и казнокрадство привели к тому, что даже если бы революция не началась, через год или два Украина, не получив финансовой помощи от России или ЕС, была обречена на то, чтобы  обвалиться в долговую яму.  При этом сразу надо отметить, что Европе, у которой своих экономических проблем хватает,  нынешняя социально-экономически больная Украина совсем не нужна.       

Один в  вышине…

К осени 2013 года правящий, олигархический класс Украины фактически уже подспудно пребывал в состоянии усиливающегося раскола.

На Украине десять основных олигархических группировок.  Так вот, в последнем правительстве Азарова были представлены только три олигархических клана, которые имели особые, интимно-финансовые отношения с «семьей Януковича».  Остальные постепенно превращались в  политических «бизнес-сирот».

Существенно обострились отношения между «семьей» и многими региональными элитами, особенно на западе и в центре страны.  Янукович вошел в клинч практически со всеми крупными фигурами украинской политической сцены. Он посадил Тимошенко, возбудил уголовное дело против бывшего президента Кучмы,  на дух не переносил другого бывшего президента Ющенко.

Короче говоря, нарушил все теневые правила и «понятия».

Кто против?

Революция – это когда различные классы и социальные группы, вдруг неожиданно объединяются под некими общими политико-идеологическими лозунгами. Основной социальной базой нынешней украинской революции  является очень быстро сложившийся альянс между  средней и мелкой буржуазией, которая в наибольшей степени пострадала от беззакония «донецких»,  и националистами всех мастей.  С самого начала лицо революции представляла импозантная троица, где Тягнибок символизировал растущий как на дрожжах украинский национализм, причем не только западноукраинского разлива, а Кличко и Яценюк вроде бы  выражали интересы мелких и средних предпринимателей, борющихся не на жизнь, а на смерть с «донецкой мафией».

Сжигание мостов

Революция обязательно проходит этап  радикализации.  Мы это видим и на Украине. По мере такой революционной радикализации  объективно Кличко и Яценюк все более стали отходить на задний план.  Появились новые более пассионарные  личности и организации, типа «Правого сектора», которые фактически уже выдвинули лозунг «кто кого?».

Это миллионов плечи…

Революция, говорил В.И.Ленин, это «праздник миллионов», когда революционная энергетика, возбуждение, подъем охватывает широкие слои народа. Опять-таки мы видим проявление этого «праздника миллионов» и на Украине.

В ноябре майдан начинался в Киеве с нескольких тысяч человек.  Сейчас революционные и околореволюционные события фактически охватили в той или иной степени все области, всю страну. Социальная революционная волна  нарастает. В сегодняшних  событиях в той или иной степени участвуют уже сотни тысяч и миллионы украинцев.

Революция – это прямое противостояние пассионарных революционных вождей и безвольных контрреволюционных руководителей.  С одной стороны, это десятки и даже сотни крупных и мелких вождей Евромайдана, которым отступать некуда. Если они проиграют, в лучшем случае они получат по десять-пятнадцать лет тюрьмы.  С другой стороны, одинокий, безвольный, трусливый, презираемый даже своими сторонниками Янукович.

Когда не  едешь ты в Европу

Революция – это когда небольшой повод превращает революционную ситуацию в прямое политико-силовое противостояние.  На Украине таким поводом стал отказ Януковича от реализации планов по евроинтеграции.  Почему именно этот шаг стал поводом? Дело в том, что в течение двух лет Янукович и его Партия регионов были наиболее энергичными форейторами этого проекта.

Однако, когда в последний момент  украинскому президенту разъяснили, что долгий путь Украины в Европу может начаться с  того, что ему придется сделать себе политическое, а может и не только политическое, харакири,  Янукович сделал резкий шаг назад. Но было уже поздно.  Мифический и далекий евровыбор вдруг объединил самые разные слои украинского общества.  Всплеск революционной энергетики стал неизбежен.

Москва или Запад?

На Западе говорят о вмешательстве Москвы в украинские дела.  Москва, в свою очередь, обвиняет Вашингтон и Брюссель в разжигании «украинского кризиса».

Действительная революция всегда вызывается внутренними причинами.  Безусловно, внешние факторы на определенных этапах революционного развития могут сыграть и часто в истории и играли важную роль.  Приблизительное соотношение между внутренними и внешними факторами в нынешней украинской ситуации 4 к 1, то есть внутренние факторы в четыре раза более существенны для определения динамики и вектора революционного развития, чем внешние.  Хотя через какое-то время значимость внешнего фактора может резко усилиться.

Надежда  исчезает, если становится  чудом

Во второй половине февраля украинская революция перешла в свою вторую стадию – гражданскую войну.  Это уже неизбежно. Уже появились первые десятки убитых и первые сотни раненных. И взаимная ненависть достигла своего апогея.

Какая форма гражданской войны возобладает, станет ясно в ближайшие две недели. Революция – это когда вдруг «все может стать возможным», в том числе и раскол Украины, или даже полное исчезновение этой страны.

…Но в принципе, конечно, только чудо уже может спасти Украину.

Автор: Шамиль Султанов
подписаться на канал
Комментарии 0