4 октября 1993 года в центре столицы появились танки и открыли огонь по парламенту
Двадцать лет назад исполнительная власть легла на законодательную, и вскоре родилась нынешняя политическая система России. В этом и состоит особенная стать страны, в которой все ветви власти, связанные в одну метлу, тщательно выметают из политического пространства все чуждое и несогласное. О печальных последствиях черного Октября-93 - обозреватель Wordyou.ru Акрам Муртазаев.
У нас все мужчины октябрята, а женщины декабристки. Но если женщины декабристки по состоянию души – готовность к самопожертвованию у россиянок находится в пределах максимума, то мужчины октябрята, скорее, по дате. Одни уроженцы семнадцатого года, другие девяносто третьего (а сам Владимир Владимирович – октябренок образца пятьдесят второго года: аккурат 7 октября сего года ему «стукнул» 61 год, о чем и возвестил олимпийский огонь на Красной площади).
На прошлой неделе в России отметили 20 лет со дня вопиющего события в истории страны – 4 октября 1993 года в центре столицы появились танки и открыли огонь по парламенту.
Если в октябре семнадцатого «Аврора» стреляла по Зимнему холостыми, то в девяносто третьем танки саданули по парламенту так называемыми болванками. И истории еще предстоит оценить, какие выстрелы имели более разрушительную силу.
Разница между этими выстрелами очевидна – в семнадцатом это был приговор самодержавию, а в 93-ем – это стало салютом в честь его возрождения.
Двадцать лет назад царь всея Руси Борис (в миру Ельцин) взошел на престол, похоронив парламентаризм. Неудивительно, что именно с того рокового дня (или счастливого, если судить по темпам стремительного прогресса страны, зафиксированного царской статистикой) в стране возродился и институт преемничества. (См. биографии выдающихся политических деятелей современности Путина В.В. и Медведева Д.А.).
Но поскольку Ельцин всю свою сознательную жизнь провел в КПСС ( на Кремль приходится период его почти бессознательной жизни), то была возвращена и 6-я статья Конституции СССР. Напомню, что в Основном законе страны было написано: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».
Роль КПСС в настоящее время исполняет партия «Единая Россия», искренне гордящаяся, как и некогда коммунисты, качеством своих членов.
В отсутствии дров построение демократии отложено
Двадцать лет назад стычки между всенародно избранным президентом и так же избранным парламентом достигли апогея. И вот 21 сентября 1993 года президент Ельцин подписал исторический указ №1400 о досрочном роспуске Верховного совета и Съезда народных депутатов РФ. И о назначении выборов в новый парламент. В ответ на это президиум Верховного совета принял постановление №5779-1 о немедленном прекращении полномочий президента Ельцина, возложив обязанности руководства страной на вице-президента Александра Руцкого.
Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти вошло в кровавую фазу и завершилось стрельбой болванками по парламенту 4 октября.
Пусть разбираются историки, кто был прав, а кто виновен в этой бойне, в результате которой погибло более 200 россиян (точная цифра так и не установлена). Но мне кажется, что победи в той битве двух ветвей власти парламент, то в нашей истории мало что изменилось бы. Разве что имена бенефициаров были бы другими. То есть плоды приватизации сожрали бы другие зубы.
Россия, сотканная из массы земель и народов, наверно, не может не поддерживать свое существование монархической системой управления. И всякая демократия грозит ей серьезными структурными изменениями. Поэтому для нас территориальная целостность всегда превыше целостности народа. Более того, грызня между малыми народами даже приветствуется.
Октябрь – 93 продемонстрировал, что при столкновении мнений побеждает тот, на чьей стороне не закон, а танки. И победившая сторона начинает не развивать демократические процессы, как собиралась, а наоборот, делает все, чтобы укрепить свою силу. Последующие шаги уже монарха Ельцина это подтвердили. Вскоре стране была навязана новая Конституция, которая законодательно укрепила торжество монаршей власти в России. Так президент стал монархом.
И что было потом? Две войны в Чечне.
И самые грязные президентские выборы 1996 года, когда власть и «новые демократы» постановили, что волеизъявление народа необходимо корректировать. С учетом сложившихся обстоятельств. Именно в том году, чтобы не допустить коммунистов к власти (а они бы ни за что и не пришли), мы убрали свою совесть в сейф. (Это образное выражение было принято в виде резолюции на собрании главных редакторов СМИ). А ключ – потеряли?
Именно в том году государство поняло, что ВСЮ прессу можно легко заставить молчать.
И этот парад торжества несправедливости продолжился вплоть до назначения преемника Ельцина, коим стал, понятно, специалист по силовым решениям проблем, бывший сотрудник ведущей организации страны, подполковник КГБ товарищ Путин В.В.
Вот почему та стрельба болванками вполне может считаться салютом по завершению строительства демократии в России.
Это мы не вернулись из боя…
Те выстрелы болванками не могли не оболванить все население, получившее урок превосходства силы над законом. Двадцать лет назад начала меняться не только политическая система, но и люди, на глазах которых были расстреляны государственные институты.
Это изменение видно на примере функционирования Конституционного суда, главой которого и тогда, и сегодня (!) является В.Зорькин. В 1993-ем году Конституционный суд принял такое решение: «Указ Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 года не соответствуют… Конституции Российской Федерации и служат основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от должности…»!
Сегодняшний Конституционный суд является, по сути, отделом в администрации президента, и ни при каких обстоятельствах не признает ни одно решение президента неконституционным. И уж тем более никогда не найдет никаких оснований для его отрешения от должности. И нынешний Зорькин не идет ни в какое сравнение с тем бесстрашным председателем Конституционного суда.
…Почему всё не так? Вроде строим демократическую страну и все стараются выглядеть человекообразно. Все институты для существования нормального государства у нас есть. Но вот – не получается. Наверное, нет самого главного компонента – Закона.
Который и погиб 20 лет назад. Просто он не вернулся из боя. Всё – как в песне Высоцкого:
Почему все не так? Вроде – все как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только – он не вернулся из боя.
…Все теперь – одному, – только кажется мне -
Это я не вернулся из боя.
И мне кажется, что действительно именно Россия не вернулась из того боя.
Закон то есть, а вот претворять его порой отказываются даже те, кто его придумал. Плюс ко всему, даже если претворять все законы этого демокр.гос-ва, счастья не добьется никто, кроме властьимущих.