Неожиданное продолжение получил мой комментарий к публичной лекции А.Л. Дворкина на тему Ислама, оставленный здесь. После этого комментария лекция Дворкина была замечена видными исламскими деятелями и справедливо раскритикована. Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов даже направил Дворкину публичное обращение с требованием дать разъяснения по этому поводу.
Но Дворкин в своем официальном ответе муфтию, вместо того, чтобы принести публичные извинения за свою выходку, попытался свалить с больной головы на здоровую. И особенно интересно, что в качестве здоровой он выбрал почему-то... мою!
С искренним недоумением читал я этот ответ сектоведа, в котором он неоднократно упоминает мою фамилию. В связи с этим считаю необходимым дать несколько комментариев и указать на очевидные несоответствия в ответе Дворкина, чтобы его письмо не вводило никого в заблуждение.
Знаменитый сектовед в своем ответе пишет: «автор статьи <…> грубо исказил мою позицию и выдернул ряд моих высказываний из контекста, очевидно с целью вызвать скандал и обострить отношения между православными и мусульманами нашей страны»
Нет, Александр Леонидович, обостряют отношения ваши высказывания в отношении Ислама и пророка Мухаммеда, а не мой комментарий, в котором нет критики ни той, ни другой религии, также как и их религиозных лидеров или доктрин, а лишь приводятся цитаты из вашей же лекции.
Далее Дворкин заявляет, что я, якобы, выдернул его цитаты из контекста. Никаких цитат я, уважаемый Александр Леонидович, ниоткуда не выдергивал. Более того, рядом с каждой цитатой я указал минуту и секунду видеозаписи этой лекции, чтобы каждый мог убедиться самостоятельно, что я привел цитату именно с тем смыслом, который и был вложен в нее во время прочтения лекции. Все цитаты выделены курсивом с точным указанием времени в скобках. Видеозапись лекции была опубликована на сайте Архангельской епархии, ссылка на видеозапись мною дана. Дальнейшие выводы каждый мог сделать для себя сам.
Вот, к примеру, слова из лекции, процитированные мной в моем комментарии, но в более широком контексте: «[о пророке Мухаммеде] он устроился на работу к своей дальней родственнице дважды вдове Хадидже, стал водить ее караваны, завоевал ее доверие, и, когда ему было 25 лет, Хадиджа, которой тогда уже было за сорок, вышла замуж третий раз за своего смазливого приказчика» (31:25). Контекст вполне однозначный, недвусмысленный, и трактовать его как-то иначе, нежели он озвучен лектором, довольно затруднительно.
Или другая цитата, также в более широком контексте: «[о пророке Мухаммеде] он сказал, что Айша настолько же превосходит других женщин, насколько похлебка из верблюжьих мозгов превосходит все остальные блюда... [с улыбкой] умел человек делать комплименты, ничего не скажешь» (35:08). Опять же, контекст вполне однозначный. Как его можно было бы трактовать иначе — я, при всем желании, предположить затрудняюсь, и о каком таком «выдергивании из контекста» идет речь — также не понятно.
Далее Дворкин в своем обращении к муфтию пишет, что прочитал эту лекцию «не для специализированной аудитории, а для людей, мало знакомых с материалом, <...> в легком, разговорном тоне, что дает возможность не утрачивать внимания слушателей». Извините, но прочтение этой лекции перед неподготовленной аудиторией, да еще и «в легком, разговорном тоне», используя для привлечения внимания слушателей такие эпитеты, как «смазливый приказчик», «похлебка из верблюжьих мозгов», «какой-то там сарай [о мусульманском храме]» и т.д. превращает выступление Дворкина в издевательскую провокацию. Для любой аудитории всегда можно подобрать соответствующую подачу материала, не прибегая к оскорблениям.
Дворкин в своем обращении пишет, что «в ходе лекции, многократно зачитывал слушателям отрывки из Корана, что послужило для многих из них первым контактом с этой книгой».
Если послушать лекцию, становится очевидным, что то, каким тоном Дворкин зачитывал Коран (отдельные цитаты я приводил ранее), не оставляет никаких сомнений в том, что это — просто издевательство. С какими целями он его зачитывал, из контекста также вполне понятно — кроме попыток опровергнуть отдельные положения Корана, я, например, никаких других примеров цитирования Корана не услышал.
По общему впечатлению: никакого эффекта, кроме крайне негативного впечатления об Исламе и его последователях, эта лекция на «людей, мало знакомых с Кораном», произвести не может. И уж, тем более, она не станет стимулом для его серьезного изучения.
Дворкин в свое оправдание пишет муфтию: «Прежде всего, хочу сообщить Вам, что я – светский специалист и не являюсь священнослужителем Русской Православной Церкви, равно как не выступаю в роли ее представителя».
Однако, Дворкин является церковнослужителем одного из московских храмов РПЦ, не раз получал награды Православной Церкви за свою антисектантскую деятельность, которую он не раз называл своим служением. А его поездки и выступления напрямую ассоциируются с антисектантской миссионерской работой ещё и потому, что обычно осуществляются по приглашению различных православных епархий. В отношении же данной конкретной лекции, поскольку резонанс в ее отношении был для меня неожиданно большим, я не поленился дозвониться до отдела по воспитательной работе Северного Арктического Федерального Университета (САФУ), где была прочитана лекция, и поинтересовался, кто и зачем ее организовал. И там мне ответили, что инициатива пригласить сектоведа для прочтения этой лекции исходила от представителя домового православного храма при САФУ.
Дворкин говорит: «прочитанная мною в САФУ лекция, никоим образом не касалась моей сектоведческой деятельности». Сожалею, но публика восприняла все иначе. Вот, например, как Дворкина представила представитель университета: «Сегодня у нас в гостях, в стенах САФУ, крупнейших российский эксперт по деструктивным культам и сектам, доктор философии Александр Леонидович Дворкин». Университет точно знал, что к ним ехал именно сектовед. Вот цитата из анонса лекции на сайте университета:«Крупнейший российский эксперт по деструктивным культам и сектам, доктор философии Александр Дворкин прочтет лекцию для студентов САФУ». Если Дворкин собирался читать лекцию не как специалист по сектам, ему следовало бы заранее известить об этом университет, а не заявлять всем об этом сейчас. Если перед прочтением лекции на тему Ислама вас представляют как эксперта по деструктивным культам и сектам, ни у кого из публики не может быть сомнений о том, что лекция будет касаться именно этой темы. Подтверждает это и новость, которая вышла на сайте САФУ после лекции. Она начинается так: «В главном корпусе САФУ российский эксперт по деструктивным культам и сектам Александр Дворкин прочитал студентам лекцию на тему — «Возникновение ислама. Нерассказанные истории» (Источник).
Новость после прочтения лекции Дворкиным была опубликована на сайте Архангельской епархии и начиналась словами: «О наиболее сложных вопросах одной из древнейших религий – ислама рассказал архангельским студентам эксперт по деструктивным культам и сектам». Т.е. опять все те же секты.
Далее Дворкин говорит: «Я читал ее [лекцию] в качестве историка-специалиста по истории христианской Церкви». Учитывая, что лекция была на тему истории Ислама, а Дворкин, по его же словам, - историк православный, это выглядит несколько странным. Почему специалист по истории христианской Церкви читает лекцию на тему «Возникновение Ислама. Нерассказанные истории»?
Получается, что Дворкин теперь хочет убедить всех в том, что священнослужитель православного храма при университете посоветовал проректору по воспитательной работе пригласить православного богослова-сектоведа из другого города (кстати, неблизкого) прочитать лекцию по истории Ислама, просто как светского историка? Мне одному это кажется КРАЙНЕ СТРАННЫМ?
В завершение еще раз подчеркну: в моем комментарии к лекции Дворкина не было ни намека на«попытку обострить отношения между мусульманами и православными». Выходит так, что обострением в данном случае занимался как раз он сам, но попытался обвинить меня. Лекцию с унизительными высказываниями прочитал он, а не я. И я искренне считаю, что он такими выходками наносит вред и православным и мусульманам, обманывая и тех и других и создавая массу неприятностей, которых ни те, ни другие не заслуживают.
P.S. Странным является еще один факт: что видеозапись этой лекции, которая была опубликована ранее на сайте Архангельской епархии (здесь), и в которой, по словам Дворкина, не было ничего плохого, оказалась вчера удалена.
Автор статьи, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, некий «Александр Степанов», не существует в природе. Это псевдоним, за которым скрывается активист российского отделения Международной церкви сайентологии - одной из самых опасных тоталитарных сект.
Цель т.н. Церкви сайентологии - завоевать позиции в России, сталкивая лбами представителей традиционных религий и их тем самым взаимно ослабляя. Отсюда настойчивые попытки сайентологов «найти» у православных мнимые оскорбления в адрес мусульман, у мусульман - оскорбления в адрес православных, и раздувать из этого бесконечные скандалы на пустом месте.
Именно так и вышло с лекцией Александра Леонидовича, откуда мифический «Степанов» грубо выдрал несколько фраз, и выдал их в статье за «оскорбление ислама».
Дворкин не оскорблял никаких мечетей - он всего лишь процитировал жившего двенадцать веков назад епископа Аркульфа, отметившего неказистый вид временной мечети на Храмовой горе. Но и сами мусульмане так считали: всего через десятилетие после того, как Аркульф это написал, халиф Абд-аль Малик снес этот уродливый долгострой и построил прекрасный "Купол скалы", до сих пор являющийся визитной карточкой Иерусалима.
В старинных словах «приказчик» и «смазливый» можно найти оскорбление только при очень большой фантазии.
Еще раз хочу сказать: Александр Леонидович никогда не выступал против традиционных монотеистических религий, включая Ислам. Более того: когда в 2009-м профессора Дворкина назначили председателем Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, именно он настоял, чтобы сделать своим заместителем имам-хатыба, начальника отдела образования Духовного управления мусульман Республики Татарстан, главного редактора журналов «Мусульманский мир» и «Иман нуры» Валиуллу Якупова (безвременно ушедшего от нас летом 2012 года), а также включить в состав Совета старшего научного сотрудника Института востоковедения Российской академии наук, специалиста по истории и этнографии мусульманских обществ В.О.Бобровникова и преподаватель арабского языка и исламоведения ПСТГУ А.Д.Редкозубова.
Не ведитесь, пожалуйста, на провокации людей. которым одинаково ненавистны как православие, так и Ислам. У нас есть только один враг - общий враг. И этот враг находится отнюдь не в России, а по ту сторону Атлантического океана. Там же, где находятся хозяева «Александра Степанова».
На деле это - дешевка, так как человек на "старом фото" пишет прозрачной импортной авторучкой.
У всех подобных борзописцев есть одна общая черта: они смелы только под псевдонимами, а всего больше на свете боятся, как бы кто не узнал реального ф.и.о., да не начистил рожу...
А Степанову надо бы ее хорошенько начистить :)