Уповающие
Однажды халиф Умар (радыяллаху анху) увидел нескольких человек, которые сидели и ничего не делали. Халиф спросил у людей, кто они такие.
— Мы из тех, кто вверил свои дела Аллаху и на Аллаха уповает, — отвечали те.
— Поистине, вы заблуждаетесь, — возразил Умар (радыяллаху анху). — Вы просто бездельники, живущие за счёт других людей. Тот, кто действительно уповает на Аллаха, сначала сажает зерно в землю, а потом надеется на Всевышнего, дающего ему ризк (пропитание).
* * *
Язид бен Ассам рассказывает. Жил в Шаме один авторитетный человек. Иногда он навещал Халифа Умара (радыяллаху анху).
Однажды этот человек исчез, и люди стали спрашивать друг у друга, что с ним случилось. Некто сказал, что этот человек стал пить. Умар (радыяллаху анху) подозвал к себе писца и продиктовал: «От Умара сына Хатаба такому-то. Приветствую тебя! Вместе с тобой прославляю Аллаха, Который прощает грехи, принимает тауба, Чьё наказание страшно и Кто видит и слышит. Нет божества, кроме Него, и только к Нему возвращение...».
После того, как Умар (радыяллаху анху) подготовил письмо, он обратился к друзьям со словами: «Молитесь за своего брата, чтобы он направил сердце к Аллаху и чтобы Аллах принял его раскаяние!».
Получив это письмо, человек читал и перечитывал его. «С одной стороны, он пугает меня наказанием, — с удивлением восклицал он, — а с другой, говорит, что примет мои раскаяния!». И человек покаялся.
Когда Умар (радыяллаху анху) узнал об этом, он сказал: «Когда один из Ваших братьев собьётся с пути, сделайте всё возможное, чтобы он надеялся на прощение Аллаха, и чтобы Аллах дал этому человеку желание раскаяться и отойти от греха. Проклиная его, не будьте помощником шайтана!».
* * *
Умар бин Абдуль-Азиз (радыяллаху анху) сказал: «Я радуюсь тому, что мне предопределено». Его спросили: «А что предопределено? Чего ты хочешь?».
Умар (радыяллаху анху) ответил: «Я хочу то, что предопределено».
* * *
Ибн Аббас (радыяллаху анху) рассказывал о том, что, когда он находился в мечети Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в состоянии и’тикафа — уединения на определенное время для совершения ибады(богослужения), к нему подошёл один человек. Ибн Аббас (радыяллаху анху) сказал ему:
— Брат мой, я вижу, что ты чем-то опечален, и вид у тебя усталый.
— Да, о дядя Пророка Аллаха, у меня беда! Раньше я был рабом и договорился с хозяином, чтобы он освободил меня и что за это я дам ему денег, но у могилы Пророка я свидетельствую, что у меня нет возможности вернуть ему долг, — сказал этот человек.
— Хочешь, я поговорю с ним о тебе? — предложил Ибн Аббас.
— Как знаешь.
Ибн Аббас (радыяллаху анху) взял свою обувь и вышел из мечети. И тут один человек сказал ему:
— Разве вы забыли, что срок вашего уединения не кончился?
— Нет, я слышал от того, кто лежит в этой могиле, и того, кто покинул нас недавно, — говорил Аббас (радыяллаху анху), и из глаз его лились слёзы, — такие слова: «Если кто-либо из вас разрешит проблему своего брата по религии, для него это будет полезнее, чем 10 лет уединенного богослужения. Если кто-либо ради того, чтобы заслужить довольство Аллаха, войдет, хотя бы на один день для уединения в мечеть, Всевышний Аллах сделает между ним и Адом три рва, и расстояние между этими рвами будет таким, как расстояние между востоком и западом...».
Испытание
В предании, опирающемся на аяты Корана, рассказывается об одном йеменце и его сыновьях. Всевышний наделил йеменца достатком, сделал владельцем земель, виноградников и финиковых садов. Жил этот человек неподалеку от города Саны и был известен своей добротой, щедростью и правдивостью, во всех своих делах он уповал на Аллаха. Каждый год он раздавал неимущим излишки своего урожая. После смерти этого человека все земли достались его сыновьям, которые на совете решили, что семья у них многочисленная, состояние невелико, поэтому делиться с бедняками отныне не стоит. Урожай братья вознамерились собрать утром, да так, чтобы поблизости не оказался ни один бедняк. Но на утро перед ними предстала страшная картина: сад опустел и почернел. В замешательстве братья говорили друг другу: «Верно, мы не туда зашли, верно, сбились с дороги». Но это были их владения. Тогда братья стали спорить между собой и сожалеть о случившемся.
Договорившись провести бедняков, они не подумали о том, что для Аллаха намерения в их сердцах открыты, и Могущество Его не знает границ. Братья поняли, что их отец выплачивал неимущим десятину, а те делали ему ду’а, с которыми баракат на его полях и в садах не переводился. В глубоком раскаянии они произнесли: «Хвала Аллаху! Он не был несправедлив к нам, наказав нас. Мы сами поступили неправедно!». После этого они долго молились, прося у Аллаха прощения.