Общество

Хиджаб сегодня – это еще и символ свободы

Своим мнением по поводу практики ношения хиджаба на Северном Кавказе в прошлом и настоящем поделилась с «Кавказской политикой» правозащитница и адвокат Лариса Дорогова.

     

Из воспоминаний

Мы жили вместе с моей бабушкой по отцу. Бабушка примерно 1900 г.р. Я была маленькой девочкой и бабушкиной любимицей. Хиджаб надевали обе мои бабушки, как и все другие женщины. Просто раньше его не называли хиджабом. На голову надевался маленький платок, который, как косынка, завязывался сзади, чтобы не было видно волос, но была видна шея. В таком виде они ходили дома. Когда бабушка куда-то выезжала, к своим родственникам в другие селения, то всегда брала меня с собой. Обязательно поверх косынки надевала большую шаль с бахромами и один ее конец перекидывала  через плечо. Таким образом закрывалась и шея. Обязательно длинное платье и обязательно длинные рукава.

По обычному праву черкесов оголенные руки женщины ассоциировались с ее полной наготой.  Европейский исследователь Ю. Клапрот писал о кабардинцах: «Если женщина нарушает супружескую верность, то  муж заставляет ее брить волосы… обрезает рукава ее платьев и отправляет ее на лошадях обратно ее родителям…».

Платок носила и моя покойная мама, и я ношу. Просто мы его сейчас называем хиджаб и в какой-то мере изменили его форму. Я храню большую бабушкину шаль. Но носить целый день, будучи занятой по делам с утра до вечера, мне удобнее «трубу», которая целый день практично сидит на голове, не сдвинется и никаких неудобств не причиняет. Молодые девушки одевают и шарфы, которые умеют красиво повязывать.

Главное в головном уборе мусульманки – закрытие волос и шеи. Так одевались все женщины всех религий. В Библии указано, что если женщина не одевает головной убор, то мужу лучше побрить ее наголо.

Женщин России «раздела» советская власть. Даже первые коммунистки по традиции ходили в косынках (что видно по старым фильмам).

Из  истории

Отношение к кавказским женщинам иллюстрируют трагические эпизоды времен русско-кавказской войны, когда в оборванных одеждах, голодные, с умирающими от жажды детьми, они месяцами вынужденно ждали своей участи на берегах Черного моря, в том числе в Сочи, в ожидании кораблей, на которых царская Россия выселяла их с родных земель; исследователем описывается случай о том, как лежит бездыханное тело молодой матери, рядом уже маленький трупик, а другой ребенок – ищет утоления у груди…

Далее до- и послереволюционная отечественная публицистика большую часть жительниц Кавказа, в первую очередь в мусульманских районах, относила к категории порабощенных женщин Востока. Был лозунг 1920-1930-х гг.: «Пальто – горянке», унизительно представлявший женщину лишенной даже элементарной одежды.

В то же время женщины Кавказа, в частности, черкешенки, во времена свободной Черкесии носили свою традиционную одежду, шапочки, расшитые золотыми нитями, они были подпоясаны серебряными поясами и нагрудниками, их шали были из шелка с бахромами  и пр.

В советское время в печати и специальной литературе  распространялись  узкорелигиозные и «архаические» оценки не только шариата, но и адата как «тормоза» общественного развития, негативные образы народных «парламентов» типа «Хасэ», которые назывались «стариковщиной» и далеким прошлым.

В итоге современным государством создана собственная система правовых идей и непонятных «ценностей», которые ни по форме, ни по содержанию не тождественны  адатским и мусульманским правовым ценностям и традиционной культуре северокавказских народов.

Такие важные общественные качества адата и шариата, как соответствие потребностям и интересам народа, верность принципам «совести и справедливости», «культуре стыда», «уважения старших» были заслонены соображениями так называемой «целесообразности».

Хиджаб – головной убор или что-то большее

Профессор Леонид Сюкияйнен говорит: «Хиджаб, конечно же, одежда не только “жителей пустыни”, а довольно традиционная одежда мусульман и на Кавказе, и в Татарстане и Башкортостане».http://kavpolit.com/xidzhab-eto-tradicionnaya-odezhda-rossijskix-musulman/

Пора уяснить, что хиджаб – это головной убор мусульманки независимо от места ее проживания, который заключается не в его форме, а в том, что женщина не должна быть «простоволосая». А вот форма и фактура как раз могут зависеть от места обитания.

Пора также признать, что шариат  - это феномен культуры на Северном Кавказе, который имеет многовековую историю, и  потребность в нем имеется не только практическая, но моральная и интеллектуальная.

Запрет на право ношения хиджаба лишит кавказских женщин не только религиозного самосознания, но и будет посягательством на выражение своей национальной идентичности.

Право на хиджаб является не только религиозной обязанностью мусульманки, оно воспринимается также как одно из выражений социальной свободы и активности,  в которых так нуждается молодое поколение. Никакие запреты, никакие уставы учебных заведений не могут изменить это положение.

Хиджаб сегодня – это еще и символ свободы.  Мы замечаем, что хиджаб одевают редко представители старшего поколения женщин – воспитанниц советской власти, и часто – молодые. Молодые мусульманки в моей Кабардино-Балкарии знают, что даже с двумя дипломами о высшем образовании их не примут на работу в госучреждения. При этом мусульманками делается выбор в пользу хиджаба, но дистанция от государства, в Основном законе которого записано «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», увеличивается. Так и будет продолжаться. Мусульманки не смирятся с отменой их права на свободу самовыражения.

Автор: Лариса Дорогова
Комментарии 2
  • Меня часто спрашивают увидев в платке: "это тебя муж заставил?" или "ты одела платок после замужества?"Они думают что нас заставили одеть платок родители, муж. Как же они не поймут что одеть платок для многих из нас это добровольный выбор. Что даже насильно мы никогда не снимем его.
    (249)
    3 февраля'2013 в 23:38
    • Saria, да поможет тебе Аллах сестра. Молодец!
      (6)
      19 августа'2016 в 12:47