Начиная со следующего учебного года ученицы исламских учебных заведений имеют право посещать школы в мусульманских платках. Покрывать голову в соотвествии со своей религией смогут также школьницы, посещающие обычные светские школы.
Это решение уже встретило ожесточенную критику светских элит Турции, считающих его очередной попыткой исламизации страны правящей партией.
История вопроса
Турция была первой страной, которая официально запретила ношение хиджабов. Принятый при Ататюрке закон не разрешал женщинам носить хиджабы в государственных учреждениях и в высших учебных заведениях. Запрет касался также всех школ, в том числе и исламских. Пришедший к власти путем военного переворота в 1980 году генералитет еще больше ожесточил контроль над ношением хиджаба в мусульманской Турции.
Хотя на протяжении многих лет общественность призывала власти страны снять эти ограничения, однако из-за протестов секуляристких сил и генералитета отменить запрет удалось лишь поэтапно. Так, первый раз в 1984 году в рамках политики «примирения с исламом», которую проводил находившийся тогда у власти премьер-министр Тургут Озал, правительство предприняло первую попытку отменить устаревший закон, однако из-за давления светских кругов страны три года спустя ему пришлось вернуть запрет.
Хотя руководство Партии справедливости и развития с тех пор, как она впервые в 2002 году победила на парламентских выборах, неоднократно заявляло, что намерено добиться отмены запрета на ношение в вузах и госучреждениях Турции мусульманских атрибутов одежды, однако меняться ситуация начала лишь с приходом к власти нынешнего правительства во главе с Эрдоганом.
В 2008 году власти приняли поправки к Конституции, разрешающие женщинам ношение хиджаба в университетах. Вскоре Конституционный суд страны, поддерживающий светские силы, опротестовал эти изменения. Однако в 2010 году правительству Эрдогана удалось настоять на своем – запрет на ношение головных уборов в высших учебных заведениях был окончательно снят. Тем не менее, некоторые ограничения до сегодняшнего дня все же оставались в силе, например, касающиеся внешнего вида школьниц.
Все больше женщин в Турции выбирают хиджаб
Между тем, результаты социологических опросов показывают, что с каждым годом все больше турчанок выбирает хиджаб.
В исследовании, проведенном компанией Konda, участвовало свыше 5 тысяч респондентов, представляющих 41 провинцию Турции из 81. Результаты этого опроса, которые приводит турецкая газета Milliyet, показывают, что за годы нахождения у власти Партии справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет премьер Тайип Эрдоган, популярность хиджаба среди турецких женщин намного выросла.
По данным социологов, большинство турчанок носят хиджаб по религиозным соображениям. «Таковых 73%, что на 9,6% больше в сравнении с 2003 годом», – пишет Milliyet.
Социологи также обращают внимание на рост популярности хиджаба среди молодежи. «С 2003 года этот показатель вырос с 4,1% до 19,7%», – пишет «Миллиет». Газета также отмечает, что мусульманский платок в Турции носит каждая третья домохозяйка и каждая четвертая учащаяся.
Однако самым большим сюрпризом для социологов стал вывод о том, что среди чиновников растет число сторонников ношения в госучреждениях мусульманского платка, что также запрещено действующим законодательством.
«В то время как в 2003 году 62,6% чиновников говорили, что женщины по своему желанию могут носить хиджаб, сегодня эту идею поддерживают 78,9%», – подчеркивает Milliyet.
Хиджаб активно распространяется среди турецкой молодежи, образованных городских женщин и представительниц среднего класса.
Две первые леди страны тоже носят хиджаб
Супруга президента Турции Абдуллы Гюля Хайрюнниса и супруга премьер-министра Реджепа Эрдогана Эмине носят хиджаб, как и большинство жен представителей правящей Партии справедливости и развития.
Хайрюнниса Гюль получила широкую известность в мире еще до того, как ее супруг был избран президентом страны. В 2002 году она подала на Турцию в Европейский суд по правам человека в связи с тем, что ее не приняли в Анкарский университет из-за ношения хиджаба. Впоследствии она отозвала этот иск, но своих взглядов не изменила.
Примечательно, что в 2009 году представительницы общественной организации «Женщины европейской Республики Турция» подали иск против жен президента и премьер-министра Турции. Двух первых леди страны обвиняли в том, что во время своих зарубежных поездок они надевают хиджаб и платья, соотвествующие мусульманским традициям. Якобы супруги турецких политиков «искаженно представляют образ современной турецкой женщины перед международным сообществом».
Свобода выбора для мусульманок
Комментируя решение своего кабинета отменить запрет на ношение головных уборов к школах, премьер-министр Турции Эрдоган, находящийся в эти дни с официальным визитом в Испании, сказал, что этот шаг предпринят в ответ на многочисленные и давние просьбы турецкой общественности.
«Давайте позволим всем одевать своих детей по собственному желанию и возможностям», – сказал он.
Однако светский истеблишмент, отстаивающий принцип отделения религии от государства, недоволен разрешением хиджаба в религиозных школах.
Высшие военные чины и судьи Турции традиционно выступают против отмены запрета на хиджаб. Они считают это примером ползучей исламизации страны и отхода от идеалов основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка.
«Определенно, религиозные символы, популяризирующие религиозный образ жизни в школах и имеющие негативные последствия для психики детей, использоваться не должны», говорится в заявлении профсоюза работников образования «Эгитим-Сен», которое цитирует интеренет- портал OnIslam.
И все же многие турки поддерживают решение правительства.
Глава Союза демократических работников образования Гуркан Авджи считает, что, изменив школьную форму, страна начала путь к освобождению от наследия военного переворота 1980 года.
«Мы не сможем спасти систему образования от пагубных последствий гнета, ритуалов, догм и мышления «холодной войны», пока учителя и ученики не будут освобождены», – сказал он.
И что это за "негативные последствия для психики детей"? Они что, психотесты проводили? Смешные люди.
Об "отходе от идеалов основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка" можно сказать, что "идеалы" эти оооооочень далеки от идеала, бежать от них нужно, а не отходить.