Праздничная проповедь муфтия Ставропольского края Мухаммада Рахимова
На минувшей неделе мусульмане всего мира отметили один из величайших праздников – Курбан-Байрам. Правда, полноценно отпраздновать его смогли далеко не в каждом селе и даже городе огромного Ставрополья. Причина банальна – отсутствие мечетей. Кто и как пытается решить эту проблему?!
Сколько мусульман на Ставрополье?
Авторы религиоведческого проекта «АРЕНА. Атлас российских религий и национальностей» (http://kavpolit.com/samyj-pravovernyj-region) оценили численность мусульман в Ставропольском крае примерно в 60 тысяч человек. Всех возрастов: от младенцев до дряхлых стариков. Количество правоверных эксперты оценили на основании проведенных ими соцопросов (хотя опросы, ясно, проводились только среди взрослого населения).
Есть и цифры иного порядка: например, муфтий края Мухаммад Рахимов еще два года назад в интервью информагентству «Кавказский узел» оценивал численность мусульман в регионе в полмиллиона человек (напомним, всего на Ставрополье проживает около 2,8 млн. человек). Эту цифру затем широко тиражировали различные масс-медиа, в том числе «Грузия Online», внимательно отслеживающая политическую ситуацию в приграничном Ставрополье.
Между тем, вопрос относительно количества мусульман в крае представляет вовсе не праздный «философский» интерес. Это сугубо практическая проблема. Политическая даже, если хотите. Речь о строительстве мечетей – основного атрибута исламской веры, коих на Ставрополье сегодня остро не хватает.
Ожидаю, что после этой фразы в меня посыплются обвинения в «русофобии» и «исламизации». Ничего подобного! Я человек абсолютно светский, взглядов либеральных – и потому оцениваю ситуацию с позиции, скажем так, «третейского судьи». И прекрасно понимаю, насколько важна для людей верующих возможность свободно выразить свою веру. Когда они этой свободы лишены, это и приводит к идеологическим «извращениям». Политический исламизм (то, что в быту именуют «ваххабизмом») – прямое следствие запретов. Не мною сказано, а лишь повторено.
Фундамент в чистом поле
Самый болезненный вопрос – причем как для мусульманской уммы, так и православной общины – это строительство мечети в Ставрополе. Здание мечети в городе имеется, оно расположено на улице Михаила Морозова, и ныне в нем находится музей художника Павла Гречишкина (филиал краеведческого музея). Здание с минаретом, только оно ни единого дня не использовалось как культовое, кроме того, его вместимость – не более двухсот человек.
Городская умма несколько раз поднимала вопрос о его передаче под богослужения, однако от чиновников следовал категоричный ответ: «Нет!». Во многом это было продиктовано и позицией местного казачества, которое активно противостояло идее возвращения мечети. Точку в этом затянувшемся споре еще в конце 2004 года поставил краевой арбитражный суд: по иску Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края он оставил здание в оперативном управлении музея.
Да и, собственно, крошечная по меркам стремительно растущего Ставрополя мечеть вряд ли решит проблему острейшей нехватки богослужебных помещений для уммы. Сейчас, кстати, пятничный намаз и ежегодные религиозные праздники она проводит в частном доме, который снимают в Северо-Западном районе города.
Вопрос со строительством новой мечети поднял Мухаммад Рахимов после назначения муфтием края в мае 2010 года (ранее он был имамом Пятигорска). На встрече с тогдашним губернатором Валерием Гаевским он сообщил, что уже имеется большой земельный участок на выезде из Ставрополя, где будет возведен целый мусульманский центр – мечеть, административное здание для муфтията, медресе, общежитие и вместительная парковка. Главное, что место отдаленное от жилых массивов, так что крик муэдзина никого не потревожит.
Минуло два с половиной года, а мусульманский центр так и не появился. Более того, общественность города даже не узнала – а где именно собирались строить мечеть с медресе?! По информации «Кавказской политики», речь шла об участке в районе пересечения улицы Коломийцева и проспекта Кулакова: однако здесь до сих пор чистое поле, хотя и имеются признаки некоего фундамента. Заброшенного, правда.
Мечеть – на алтаре Фемиды
За последние годы краевой арбитражный суд был вынужден рассматривать несколько специфичных споров, коих прежде в практике местной Фемиды не было. Местные суннитские общины судились с местными же администрациями о праве владения мечетями. Было это в населенных пунктах Иргаклы, Канглы, Зункарь, Каясула, населенных преимущественно «этническими» мусульманами. Дело, правда, небогоугодное – вести тяжбу за сакральную обитель. Что за времена настали, когда храмы становятся объектом для судебных баталий?!
Прочем, то, что в Ставропольском крае ведутся такие процессы – показатель острейшего дефицита богослужебных помещений. В различных поселках и аулах региона для намаза приходится использовать бывшие магазины, склады, клубы, или просто частные дома (да что там аулы – так происходит даже в Ставрополе). Разве не это более всего настраивает молодых мусульман против светской власти, нежели проповеди магрибских эмиссаров или велеречивая ложь «Кавказ-центра»?!
Между тем, на Ставрополье есть и положительные примеры, когда мусульмане, что называется «всем миром» смогли построить мечети. Скажем, Кисловодск – город с огромной общиной (его имам называет цифру в 40 тысяч человек), где постоянно множество приезжих из мусульманских регионов.
Долгие годы многие кисловодские мусульмане были лишены возможности совершать намаз: крошечный, да еще и ветхий до аварийности молельный зал на улице Кольцова не вмещал всех желающих. Потом, правда, молиться мусульманам разрешили в спортзале одного из санаториев (главврач которого, к слову, православный), но и это ситуацию коренным образом не изменило.
Площадь согласия
Два года назад, наконец, на месте молельного зала началось строительство мечети. И не простой, а соборной. В ней будут молельные залы на трех этажах, самый верхний – женский (для них хутбу будут транслировать на телевизорах), а цокольный – залы для омовения и медресе. В мечети смогут одномоментно разместиться до полутора тысяч прихожан.
Конечно, проект вызвал протесты «горячих голов» из числа местных казаков: они обещали лечь поперек пути экскаваторов, взять стройплощадку в кольцо… Но все же разум возобладал над бредом, и казаки уступили. Правда, кисловодские сунниты больше препон встретили не в лице идейных фанатиков, а банальных бюрократов. Согласования проекта тянулись до неприличия долго, в итоге запретили строить минарет – дескать, свалится на голову прохожим.
Главное, что сейчас все это позади: красивейшее здание уже построено, недавно на куполах обустроили красивую оцинкованную крышу с полумесяцами. «Всем миром» городская община собирает теперь деньги на внутреннее убранство мечети. Но самое главное – прямо через дорогу находится крупнейший на Кавминводах православный Свято-Никольский собор.
Неподалеку краеведческий музей «Крепость» и могила прославленного художника Николая Ярошенко, мемориал «Вечный огонь», камень в память о депортации карачаевцев… В общем – воедино слита вся история города-курорта, многонационального и многобожьего. И место это теперь называют в городе не иначе как «Площадь согласия».
В соседнем в Кисловодском курортном Пятигорске расположен краевой муфтият – в тихом районе вдалеке от шумных магистралей. Девять лет назад в переулке Сквозном на пожертвования была построена небольшая мечеть, открылся халяльный магазин и кафе. Но очень скоро стало понятно, что всех желающих она не вместит.
И вот сейчас в Сквозном завершается строительство трехэтажной мечети с минаретом, которая сможет принимать одновременно более тысячи молящихся (в том числе женщин – для них будет отдельный зал с телетрансляцией). Строят на пожертвования мусульман Кавминвод и соседних регионов, которым не безразлично будущее совей веры.
P.S. для абдАллах,я родился на Кавказе,живу сейчас в центре России,много коллег по работе татар и башкир...но такой истерии и неадеквата как тут на сайте в жизни нет тут ,поверь...не загоняйте себя в сказочные утопии и бессмысленые противостояния с христианами и атеистами,мир един и планета у нас одна!
Вы, однако, тот еще провокатор, то призываете, чтобы каждый жил у себя дома, то теперь выясняется, сами же не следуете своему мнению, выходит вы обманываете нас?
Ну так и не с мусульман началось это противостояние, мусульмане не объявляли войну культуре или религии, за всю историю Ислам воевал лишь с режимами и правителями с их армиями, при этом в исламском государстве мирно уживались язычники, христиане, иудеи и огромное количество народов, родов, и семей. Однако западный мир решил объявить войну не исламским правителям и армиям, а Исламу, как мировоззрению, культуре и образу жизни. Я лично, и очень многие мусульмане, которых я знаю, считают, что религия- личное дело каждого, насильно в этой области ничего менять нельзя, нельзя сносить чужие храмы, только потому что они чужие, однако на западе считают, что можно. Уж не знаю, чем мечеть мешает в городе, мне лично церкви и синагоги не мешают, люди живут, молятся, и пусть молятся, хотят строить еще, пусть получают земли и строят, главное чтобы порядок был. Я не знаю, где вы видите противостояние и агрессию с моей стороны, но с вашей я ее вижу.