Более трех с половиной тысяч подписей собрали в КБР в защиту школьниц-мусульманок и их права ходить на уроки покрытыми
Косынка – без конфликта
С первого учебного дня в школах страны введена определенная форма одежды, которая призвана уравнять богатых и бедных учеников и стереть религиозные различия. На деле все запреты касаются девушек, теперь им нельзя надевать очень короткие или очень длинные юбки. Но самое главное, категорически запрещается покрывать голову косынкой.
Хотя законодательно школьная форма в стране пока не утверждена, федеральный центр дал разрешение регионам самим решать, в каком виде детям ходить в школу, но муниципальные органы власти КБР поспешили издать свои приказы и категорически запретить головные уборы в школах.
ДУМ против
Совет улемов КБР обратился к главе КБР с просьбой защитить чувства мусульманок и позволить им посещать занятия в одежде, предписанной исламом. «Женская одежда, закрывающая тело, кроме лица, кистей рук и стоп, никак не может влиять на успеваемость или неуспеваемость учениц. Основной заботой преподавательского состава школ и других учебных заведений должно быть усвоение учащимися учебного материала. И если ученица в платке справляется с этой задачей, то её одежда не должна быть предметом пристального внимания, так как свой жизненный путь и соответствующую ему одежду каждый человек выбирает сам», — сказано в обращении.
По мнению исламских ученых республики, «…запрет на ношение платка в школе показывает нетерпимое отношение к платку в частности и к мусульманам в целом».
«Сейчас, когда мусульманки поставлены перед выбором платок или школа, многие вынуждены оставить школу, что увеличит раскол в обществе и на руку тем, чьи цели дестабилизация общественного порядка и безопасности», — сказано в обращении.
Совет улемов обращается к главе КБР как гаранту конституционных прав и свобод с просьбой при принятии нормативных актов, регулирующих внешний вид школьниц, учитывать национальные и религиозные интересы жителей республики, «…а именно разрешить желающим дополнить платком в виде аксессуара единую школьную форму, соблюдая цветовую гамму, а также увеличить длину юбки. Мы надеемся, что с Вашей помощью будут приняты адекватные меры для решения этой актуальной на сегодняшний день проблемы».
Юридические нормы… в норме
Сейчас проблема с ношением косынок в школах активно обсуждается в обществе. Вопрос регулирования длины женских юбок и косынок обсудили даже в МВД.
На брифинге с силовиками заместитель муфтия республики Алим Сижажев заявил, что в ДУМ поступило более 20 заявлений от мусульманок, которым запретили ходить в школу покрытыми. «Заставить мусульманку снять платок равнозначно тому, чтобы попросить девушку раздеться. Мы просим не ущемлять права мусульманок в учебных заведениях», — сказал Сижажев. С его слов, ситуация может дойти до того, что в мусульманской среде республики актуализируется вопрос создания альтернативной системы обучения, «..а часть людей готовы выйти на митинги».
Однако, по мнению сотрудника центра «Э» А.С., участника брифинга, вся ситуации с косынками в школе в пределах законодательства, юридические нормы не нарушены, в школах религиозных конфликтов не допущено. «Приняты изменения в федеральный закон, где четко прописано ношение школьной формы, то есть это длина юбки и ношение головного убора. Но некоторые ученицы пришли в школу в головных уборах, в связи с чем родители были вызваны в школу, и проведена разъяснительная беседа об этих изменениях», — заявил он. Но при этом, «… некоторые родители, почему-то, решили заняться самообразованием дочерей».
Где искать компромисс
А на днях платья учениц обсудили в республиканском парламенте. На встрече с руководителями департаментов образования районов и городов, организованной Комитетом по образованию и науке, решали, закрепить требования к внешнему виду школьников в отдельном законе или внести соответствующую норму в закон «Об образовании в КБР».
По словам руководителя департамента образования Нальчика Светланы Ачмизовой, о введении с нового учебного года школьной формы родителям было объявлено заранее, вопрос обсуждался на собраниях. Родителям, которые из-за финансовой составляющей не смогли приобрести форму, а стоит она недешево – от 3,2 до 3,9 тысяч рублей, разрешили одевать детей в деловом стиле, без ярких акцентов в одежде. «Но проблемы возникли с родителями, чьи дети придерживались определенного религиозного течения», — отметила Ачмизова.
Всего в городе около 0,5 процента девушек, в среднем 3-4 по каждой школе одеты по канонам ислама. «В департамент и в правительство республики поступают жалобы от их родителей. В городе две девушки все еще не посещают занятия, мы будем подавать материалы об этом в ПДН», — сказала она.
Руководитель департамента образования Баксанского района Тамара Абрегова обижена, что ее родной район незаслуженно получил статус центра религиозного экстремизма. «У нас все в порядке. У нас нет проблем», — говорит она.
С ее слов, все дети с 1-го сентября пришли в школу в форме, модель которой задолго до начала учебного года родители выбрали на собраниях. «Все одеты в школьную форму, при этом никакой религиозной атрибутики не допущено», — сказала она.
Хотя, как оказалось, «проблема» в районе все же была – девочка, которая снимать хиджаб не согласилась. «Девочка с семьей приехала из Египта. После многократных бесед с ней я пригласила родителей в ПДН. Попытались найти точки соприкосновения, сейчас она ходит в деловом виде: черный низ, белый верх. Согласилась носить белый платок, который не закрывает лица и шеи. Единственное, мы нарушаем постановление главы района, разработанное на основе нормативных документов. Но я считаю, что мы должны были обойти острее углы», — отметила она.
Одни чиновники от образования говорили о необходимости поиска компромиссов, предлагали идти навстречу ученицам. «В районе три девочки носили хиджаб, одна ушла из школы и поступила в медицинский колледж. С остальными мы пришли к компромиссу, они ходят в форме, принятой в школе и носят косыночки. Я считаю, нужно обходить острые углы и находить компромиссы. Детям в их возрасте, с их особенностями психологии нельзя ставить вопрос ребром, запрещать. Сами знаете, если что-то запретить ребенку, он этого хочет еще больше», — отметила зам руководителя департамента образования Чегемского района Мадина Ворокова.
Другие были категорически против поиска каких-либо точек соприкосновения. «Не надо компромисс искать там, где его нет. Ни в коем случае нельзя допускать религиозных аксессуаров. Или мы занимаемся образовательным процессом или начинаем заниматься политиканством», — сказал директор гимназии №13 Нальчика Хасанби Сабанов.
Со слов вице-спикера парламента Татьяны Саенко, в стране провозглашен светский характер образования. «Светскость образования запрещает пропаганду религии, проповедовать веру может, но нельзя навязывать ее соседу по парте. Ученик не может демонстрировать религиозную атрибутику, это касается и хиджаба, и православного креста поверх одежды. Это один их принципов светского образования», — сказала она.
Предлагали запретить головные платки не только в школе, но и в профессиональных учебных заведения, в том числе и вузах. Было и такое удивительное предложение: наказывать родителей, вплоть до лишения их прав воспитывать детей за то, что они заставляют дочерей надевать хиджаб.
Но пока окончательного решения законодатели не приняли.
Временная косынка
Азамата К. (имя изменено по просьбе собеседника) один из трех с половиной тысяч мусульман, подписавших обращение к главе КБР. «Через ДУМ мы писали заявление, что девочек, покрытых по исламу, не пускали на занятия. Муфтий сказал, что он выходил на правительство, и этот вопрос обсуждается», — говорит Азамат.
С его слов, сейчас его дочери пошли навстречу, временно разрешили ходить в косыночке, которая не закрывает лицо.
«Нам объявили, что в республике принят правовой акт или приказ, по которому запретили в головном уборе посещать уроки. С первого сентября моя дочь не ходила в школу, ее не пустили, но сейчас есть соглашение, и она ходит в косыночке», — рассказал Азамат.
В школе, которой учится дочь Азамата, еще несколько девочек ходят покрытыми, все они отличницы. «Конечно, дело не в поведении или успеваемости отдельных людей. Если человек заслуживает каких-то мер за неправильное поведение, его надо рассматривать лично. Но запрещать всем мусульманкам носить платок — это не мудрое решение. Оно может сыграть на руку тем силам, которые могут взять это как повод и ткнуть пальцем, вот, мол, вашим детям даже в платках ходить не разрешают. Это повод для них, чтобы они пропагандировали свои идеи.
Есть люди, которые обвиняю мусульман во всех грехах, говорят, что мы запрещаем девушкам учиться. Хотя сейчас ситуация ровно наоборот, нашим дочерям не разрешают ходить в школу. Нам ставят условие: если мы нарушаем традиции и требования нашей религии, только в этом случае нам позволят получить образование. Но по Конституции доступ к бесплатному всеобщему образованию есть у всех людей, независимо от нации и вероисповедания.
Если закон все же примут, я буду вынужден забрать дочь из школы и просить предоставить ей индивидуальное обучение. Нам предлагают заниматься самообучением: самим изучать предметы, а потом сдавать экзамены.
Я не понимаю, как это можно организовать. Обучение в группе с преподавателем и самостоятельное изучение предметов — это несопоставимые вещи, говорить о качестве знаний конечно не приходится. Я продумывал вариант с репетиторством, но оплатить услуги учителей по такому количеству предметов могут только единицы. По моим подсчетам, в месяц нужно не менее 40 тысяч рублей. Такие деньги есть не у всех.
Одни запретили Коран, другие – нашу одежду. Все эти шаги — прямой путь к разделению общества. Если девушка не пойдет в школу, где гарантия что она не будет искать альтернативные знания. А куда они пойдут? Надеюсь, родители смогут направить их по верному пути. Но для горячих голов, для людей, которые руководствуются своими страстями, это может стать лишним раздражителем, поводом для конфликтов.
Хочу пожелать своим братьям и сестрам по вере терпенья, чтобы они не отвечали глупостью на глупость. Проявляйте сабр ради Аллаха», — говорит мой собеседник Азамат К.
По мнению главного редактора газеты «Ислам в Евразии» Хасима-хаджи Аккаева, ситуация с запретом исламской одежды может вызвать отчуждение мусульман от всего общества. «Боюсь, тогда мы превратимся в островок. Вот недавно запретили Коран в переводе известного ученого Эльмира Кулиева, а сегодня нашим девушкам отказывают в доступе к образованию. Инициаторы этих решений не могут не понимать серьезности проблемы.
Ислам за то, чтобы мусульмане были активной частью общества, участвовали в политической и социальной жизни страны проживания. Но, получается, нас этого права лишают. Ставят перед выбором: религия или образование. Понятно, какой выбор сделает истинный верующий. Но какое будущее тогда у мусульман? Девушка – будущая мать, каких детей может воспитать необразованная женщина? Это бомба, которая взорвется впоследствии.
Общество светское, этого никто не оспаривает. Но хотелось бы, чтобы чиновники, от которых зависит окончательное решение вопроса, отнеслись с пониманием. Это решение на годы вперед, если принять жесткий ограничивающий закон, он может вызвать недовольство мусульман», — говорит Хасим-хаджи.
Вскоре планируется провести встречу на правительственном уровне. Там чиновники уже решат окончательно – будут ли мусульманки ходить в общеобразовательные учреждения покрытыми, согласно требованиям ислама, или платки и длинные юбки будут под запретом. Тогда девушки будут вынуждены выбирать – следовать требованиям религии и остаться без образования, или быть образованными, но отступить от своей религии. Выбор, конечно, судьбоносный.
Во времена пророка и последующие годы, халиф отправлял многотысячное войско, дабы защитить ОДНУ МУСУЛЬМАНКУ.
А что происходит сегодня?
ДУМ, как звучит то, ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН, не может защитить своих сестер и позволить им, наряду со всеми, получить достойное образование. Конечно, ведь они только тем и занимаются, что устраивают бестолковые конференции, выносят противоречащие Исламу фетвы и целуют руки попам.
Если нас не могут защитить муфтии и имамы, то нам, умме, нужно взять все в свои руки. Освещайте проблему, собирайте подписи, помогайте сестрам!
Сестра, заметили, как последнее время на ислам-тудей новости про Хизб-Тахрир начали писать? Раньше ведь этого не было. Как думаете почему? Группа людей вызывающие претензии на свою исключительность, не может не вызывать ответной негативной реакции.
Чтоб вам в такие реакции не попадать, предлагаю: ДУМы это не организации, это люди и личности, если какая то личность не нравиться, говорите о ней, а не о всех. Как пример: "целуют руки попам", кто целовал? Талгат? Вот на него по этому поводу и наезжайте, только какое отношение к истории Талгата имеет ДУМ КБР?
Статью читала, такой проблемы бы не возникло, если бы ДУМ заранее заступился. Может, в ДУМе и есть искренние люди, но все они будут делать то, что прикажут СВЕРХУ. Разве не так?
По поводу партии Хизб-ут-Тахрир вот что скажу - давно в Исламе и побывала среди саляфитов, суфистов, пока не познакомилась с хизбиями, и поверьте, ни один из этих джамаатов не заботится об умме так, как делает это хизб. Мы не кричим о своей исключительности, мы призываем к полному претворению шариата и заботимся ОБ УММЕ, дабы никто не умер смертью джахилии.
Интересная у вас позиция, сначала вы говорите что ДУМ КБР виноват в том что ничего не делает, я вам говорю, прочитайте статью там как раз и сказано что сделал ДУМ КБР по проблеме запрета платков в школе. Вы отвечаете: Раньше надо было это делать! Когда раньше то? Раньше ведь и запрета на ношения платков в школах не было. В Татарстане, в Башкии, в Чечне, запрета как я знаю нет, иншаАллах и в КБР его тоже не будет.
На сайте ислам-тудей висит новость про ХТ, мое личное мнение, вы могли бы такие статьи избежать, если бы не смешивали все ДУМы в кучу, или по явным претензиям предъявляли бы их не организации(ДУМ), а конкретным людям(Муфтиям).
مَنْ مَاتَ بِغَيْرِ إِمَامٍ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً
"Кто умер без Имама, умер смертью джахилии"-хадис в сборнике Ахмада, номер хадиса: 16271
"вы могли бы такие статьи избежать, если бы не смешивали все ДУМы в кучу, или по явным претензиям предъявляли бы их не организации(ДУМ), а конкретным людям(Муфтиям)."
В смысле: вы нас не трогайте и мы вас не будем. Значит принципиально вы с ХТ согласны? Ну и принципы у вас.
Плюс ко всему, я не говорила, что Т.Т. является для вас верхом.
по вашему: 1-создание халифата,(В Мекке когда он начал призывать к Исламу он призывал к Халифату? Ответ очевиден, нет, он в первую очередь призывал к Исламу.) 2-распространение Ислама(вы сами не осознано, но поставили распространение Ислама после создания Халифата). Вы говорите, что делаете так как делал пророк Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха), но ведь именно в этом вы ему и противоречите.
По поводу ДУМов, так значит СВЕРХУ это вы имели ввиду власть в РФ:)) далеко ходить не будет, посмотрим на эту новость: "Мусульманки вне системы образования", Власть(СВЕРХУ) приказывает ДУМам чтоб мусульманки ходили в школу без платков, так почему же ДУМ КБР не подчиняется приказам СВЕРХУ, а наоборот, не согласны с этим и собирают в защиту платков в школах подписи?:) У меня призыв к вам только один: не надо всех грести под одну гребенку! Ну вот например, я кстати тоже не первый день в Исламе, видел братьев из ХТ, которые мне доказывали, что если женщина работает в хукуме(в гос органах) она может не носить хиджаб, чтоб не привлекать внимание, так как у неё цель создание халифата, эта цель куда важнее чем ходить в платке. Это ведь невежество, ну я при этом сейчас вам не говорю что и вы так считаете, так и вы этого не делайте. В ДУМах есть такие же невежды как и у вас в ХТ, не стоит по этим невеждам равнять всех и вся.