В четверг двадцать первого корреспонденты нашего издания побывали в Советском суде Махачкалы. Наша цель – освещение судебного процесса под председательством судьи Замана Алимирзоева.
История картины: За то, что Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьёй вместо Сисамна его сына, повелев ему помнить, восседая, на каком кресле он судит.
Начало этого материала не совсем обычное. Мы не будем называть имена участников процесса не потому, что в роли ответчика выступает второе лицо республики, а потому что истцы в последний момент попросили нас воздержаться от упоминания имён, «заручившись», как они сказали, обещаниями судьи решить вопрос в их пользу, если в «Черновике» не будет указано имя «очень высокопоставленного», как уже выразился Заман Алимирзоев истцам, человека. Ну что ж, главное не навредить, а если и решится исход дела справедливо, то так тому и быть.
Однако это было необычное заседание. Хотя, почему необычное? Совершенно открытый процесс, гражданское дело… но дело в том, что Алимирзоев в назначенное время (15:00) не начал заседание, а всё потому, что он узнал о нашем присутствии, и тихо продолжал сидеть в своём кабинете, то и дело приглашая к себе то истца, то его адвоката. При этом уговаривал их уговорить, в свою очередь, нас отказаться от похода в зал суда. Проходит 20 минут. Тишину нарушают только сотрудники райсуда, деловито снующие по коридору. Судья всё ещё в кабинете. В это время с первого этажа поднимается судебный пристав и просит нас (журналистов) покинуть здание суда. Интересуемся почему.
– Потому что нарушаете…
– Что нарушаем?
– Кароче гаваря, выйдите из здания.
– А что, процесс закрытый?
Пристав, кажется, и не понял смысла этих слов и продолжает лупить глазами. Видимо, его мозг искал подходящий ответ, но язык опередил мысль и он буркнул: «Тут всё закрыто». Затем к нему присоединились все остальные приставы во главе со старшим лейтенантом (в настоящий момент УСБ ФССП по РД выясняет личность нарушителя –«ЧК»). Этот оказался куда «круче»: «Давайте вихадите!»
– А как вас зовут? – спрашиваем у него, представившись сами.
– Как меня зовут, тут все знают.
В общем, прошло ровно 45 минут и, видя, что слушания могут и не начаться, покидаем здание суда. Через 5 минут нам позвонили и сказали, что Алимирзоев начал заседание. После телефонного разговора с главным редактором «ЧК» он спешно отправил за нами секретаря судебного заседания. Однако мы решили проигнорировать его приглашение. Пусть Квалификационная коллегия судей РД (ККС) даст оценку действиям судьи, а судебным приставам – их руководство. (Данный материал просим считать официальным обращением в УФССП по РД и ККС по РД – «ЧК».)
На фоне этого курьёзного случая в республике продолжает набирать обороты битва за судейские кресла. На этой неделе ККС по РД объявила о новых вакансиях на судейские должности и обнародовала информацию по ранее проведённым конкурсам.
Так, ККС открыла вакансии четырёх судей Верховного суда Дагестана, председателей Казбековского и Унцукульского районных судов (должность остаётся до сих пор вакантной с момента убийства в июле 2010 года председателя этого суда Магомедрасула Хасбулатова – «ЧК»), зампредседателя Дербентского горсуда, судей Советского районного суда Махачкалы, Кизлярского районного суда, Хивского районного суда и судьи горсуда г. Дагестанские Огни.
Освободились места и нижестоящих служителей Фемиды. Свободными пока остаются должности мировых судей судебного участка (с/у) №38 Агульского, с/у №45 Ботлихского, с/у №70 Левашинского и с/у №80 Табасаранского районов.
Последний день приёма документов – 6 июля этого года.
ККС подвела также итоги своих конкурсов, назначенных ранее. Так, вопреки ожиданиям, коллегия рекомендовала на должность председателя Советского районного суда Махачкалы Омара Омарова, который в настоящее время является председателем Хасавюртовского городского суда. Напомним, что в апреле этого года на Омарова было совершено покушение, в результате чего его супруга была ранена. По словам силовиков, ещё в прошлом году судье неизвестные подкинули флешку с угрозами. Однако он не выполнил их требования. Видимо, это и послужило причиной покушения. Председателем горсуда Хасавюрта Омаров был назначен указом президента России в январе 2008 года.
После перехода Игоря Гончарова на должность заместителя председателя ВС РД больше года оставалась вакантной должность и председателя Каспийского городского суда. За это время было подано огромное количество заявлений от претендентов. Но ККС на этот раз решила остановить свой выбор на Якубе Гамзатове, ранее возглавлявшем прокуратуру Каспийска. Председатель Сергокалинского районного суда Исламали Магомедов не оставил своим соперникам ни малейшего шанса, прочно закрепив за собой статус несменяемого руководителя суда. Ему наверняка удалось найти общий язык с авторитетными уроженцами Сергокалинского района, занимающими руководящие посты в судебной системе республики. Сохранили свои места и мировые судьи судебного участка №102 г. Дербента (Ханлар Пашабеков) и судебного участка №1 Кировского района Махачкалы (Магомедшарип Булатов). Они, в отличие от других, смогли отстоять свои места, несмотря на сильную конкуренцию со стороны полицейско-милицейской братии. Однако председатель Казбековского райсуда Наби Темирханов, несмотря на старания, не смог удержать своё кресло. ККС решила отменить своё же решение, по которому ранее ему было дано добро. Источники близкие к судебному департаменту сообщили «ЧК», что отказ, возможно, мог быть вызван инцидентом, связанным с попыткой уничтожения припаркованного во дворе суда «Мерседеса 500» судьи Кизилюртовского районного судаМагомеда Хамидова, предпринятой 22 июня 2010 года, где одним из фигурантов значился сын Темирханова, который на тот момент являлся помощником Кизилюртовского межрайонного прокурора (подробнее см. «ЧК» №25 от 02.07.2010 г.). Собеседник «ЧК» предположил, что вслед за этим последует закат влияния некогда сильной семьи Темирхановых внутри судейско-прокурорского сообщества. И, возможно, им будет навсегда закрыт доступ к вершинам судейского Олимпа.
Настоящая борьба за мантию развернулась также и в Ленинском районном суде Махачкалы. После прошлогодней отставки судьи Османа Кадырова коллегия объявляла конкурс. И вот, после продолжительного отсева, ККС решила остановить свой выбор на Шамиле Багандове (помощник судьи Ленинского райсуда Шарапудина Гаджиева –«ЧК»). Пока Багандов радуется своему успеху, его конкуренты уже пошли жаловаться в Верховный суд России. По информации «ЧК», оспорить решение ККС решили «горные» судьи, решившие переехать в Махачкалу на повышение, что не совсем справедливо, по мнению помощников судей, которые десятилетиями ждут своего часа икс. И в этом есть доля истины, поскольку действующие судьи, кочующие с одного суда в другой, вносят много сумятицы и создают чрезмерные препятствия для молодых юристов.
Кнуты вместо пряников
Коллегия решила привлечь некоторых судей к ответственности за систематические нарушения закона. Так, судьи: Кайтагского райсуда, Руслан Амирбеков (сын экс-руководителя Следственного Управления СК РФ по РД Касумбека Амирбекова – «ЧК»),Карабудахкентского райсуда, Абдулбасир Абдуллаев, судья того же суда, Дашдемир Дашдемиров, и Новолакского райсуда, Абдулманап Магдуев – были привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения. В повестке заседания также значился вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи Арбитражного суда РД Айшат Караевой, однако по не понятным пока причинам заявление председателя Арбитражного суда, Кайбуллы Абдулаева, не рассмотрено. Наши источники в Арбитражном суде уточнили, что это может быть связано с «примирительными» процедурами, которые были задействованы до начала заседания ККС.
Нужные люди
Согласно закону «О статусе судей РФ», процедура назначения на должность судей, на первый взгляд, довольно демократична и проста1. Однако на практике всё по-другому. Чтобы стать судьёй, соискателю необходимо «угодить» четырём структурам:
1. Председателю ВС РД.
2. Квалификационной коллегии судей РД.
3. УФСБ по РД.
4. Администрации Президента РД.
Шанс занять долгожданное кресло судьи появляется лишь в случае положительного решения вопроса кандидата во всех вышеуказанных структурах. Иначе – пролёт. Определённую роль в отсеивании соискателей играет и ФСБ. Справки «конторы», мгновенно появляющиеся в нужное время и так же мгновенно исчезающие, определяют окончательный выбор. Так что нужно заранее добавлять в «друзья» в «одноклассниках» нужных людей .
Что же касается кампании по самоочищению судейского корпуса от коррупции, объявленной впервые (на ежегодном совещании судей РД) председателем ВС РД Русланом Мирзаевым, то она, похоже, претворяется в жизнь. Тогда Мирзаев в категоричной форме предупредил судей, что в случае безответственной, небрежной и некомпетентной работы он будет ставить вопрос о дисциплинарной ответственности. По его мнению, такие действия/бездействие«умаляют авторитет судебной власти и дискредитируют её, подрывают доверие к ней, вызывая сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности суда и формируя у населения негативное отношение к суду».
Как видно из решений ККС, Мирзаев потихоньку укрепляется, и привлечение судей к ответственности – одна из мер, которая будет способствовать сохранению его статуса-кво в судейской среде. Хотя судьи и адвокаты вначале скептически относились к антикоррупционным инициативам Мирзаева, но последние изменения в Верхсуде республики заставили их поменять своё отношение. Ежемесячные выездные заседания, проводимые председателем ВС, прошли не зря. Выявляется такое количество нарушений закона со стороны судей, что это грозит дисциплинарными взысканиями ещё нескольким служителям правосудия.