Аллах Всевышний сказал:
]وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ [ (44)
«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались»[1].
Аллах Всевышний также сказал:
]فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ [(63)
«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение/фитна/ или не постигли их мучительные страдания»[2].
Аллах Всевышний также сказал:
[ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ ]
«… который научит их Писанию и мудрости»[3].
Аль-Хасан, Къатада и Йахйа ибн Касир сказали, что слова «и мудрости» означают: «Сунна»[4].
عَنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِيكَرِبَ الكندي رضي الله عنه قال: قال رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم « أَلاَ إِنِّى أُوتِيتُ الْكِتَابَ وَمِثْلَهُ مَعَهُ ، أَلاَ إِنِّى أُوتِيتُ القراآن ومثله معه، أَلاَ يُوشِكُ رَجُلٌ ينثني شَبْعَاناً عَلَى أَرِيكَتِهِ يَقُولُ عَلَيْكُمْ بِالْقُرْآنِ فَمَا وَجَدْتُمْ فِيهِ مِنْ حَلاَلٍ فَأَحِلُّوهُ وَمَا وَجَدْتُمْ فِيهِ مِنْ حَرَامٍ فَحَرِّمُوهُ ».
Сообщается, что аль-Микъдам ибн Ма’дикариб аль-Кинди, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Воистину, мне была дана Книга и нечто подобное ей. Воистину, мне был дан Коран и нечто подобное ему. Но вскоре наступит время, когда человек будет сытым лежать на диване, и будет говорить: «Придерживайтесь Корана: то, что вы найдете в нем разрешенным, то и считайте разрешенным, а что вы найдете в нем запретным, то и считайте запретным”»[5].
Сообщается, что Хабиб ибн Абу Фадаля аль-Макки сказал: «Когда была построена эта соборная мечеть, ‘Имран ибн Хусайн сидел там и при нём упомянули о заступничестве пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и один человек (из присутствовавших та) людей сказал: “О Абу Нуджейд, вы рассказываете хадисы, которым мы не находим основы в Коране”. ‘Имран ибн Хусайн разгневался и сказал этому человеку: “Ты читал Коран?” Тот ответил: “Да”. (‘Имран) сказал: “Ты нашёл, что там сказано, что закатную молитву следует совершать три рак’ата, вечернюю в четыре рак’ата, а утреннюю в два, первую/зухр/ в четыре рак’ата и послеполуденную/аср/ молитву в четыре? ” Тот ответил: “Нет”. (‘Имран) сказал: “Так от кого же вы это взяли? Разве вы взяли это не от нас? А мы взяли это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!”
(Далее Имран сказал): “Вы нашли, что с каждых сорока дирхамов надо (в качестве закята) отдавать один дирхам? Что из такого-то и такого-то количества баранов нужно отдавать одного барана? И с такого-то количества верблюдов одного верблюда? Вы нашли это в Коране?” Он ответил: “Нет”. (‘Имран) сказал: “Так от кого же вы это взяли? Мы взяли это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а вы взяли это от нас”.
(‘Имран) сказал: “Нашли ли вы в Коране: “И пусть они совершают обход вокруг Древнего Дома”? В это нашли? Нашли, что нужно совершать семь кругов и совершать (молитву) в два рак’ата после макъама Ибрахима? Вы это нашли в Коране? От кого же вы это взяли? Разве вы взяли это не от нас, а мы от пророка, да благословит его Аллах и приветствует? Нашли ли вы в Коране: “Нет джалябы, нет джанабы[6] и нет шигъара[7] в Исламе”? Он ответил: “Нет”. (‘Имран) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
говорил: “Нет джалябы, нет джанабы и нет шигъара в Исламе”[8].
Передают со слов ‘Алькъамы о том, что ‘Абдуллах (ибн Мас’уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «Да проклянет Аллах делающих татуировки и тех, кому их делают (, а также) тех, кто просит, чтобы им выщипывали брови /мутанаммисат/, и подпиливающих (зубы для красоты) /мутафаллиджат/, которые изменяют творение Аллаха!» Эти слова дошли до одной женщины из (племени) бану асад, которую звали Умм Йа’къуб. Она пришла к нему и сказала: “До меня дошло, что ты проклинаешь такую-то и такую-то”. И он сказал: “А почему же мне не проклинать тех, кого проклял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (ведь) это[9] есть в Книге Аллаха?” (Эта женщина) сказала: “Я прочитала то, что между обложками и не нашла того, что ты говоришь!” (‘Абдуллах) сказал: “Если бы действительно прочитала его, то нашла бы это там. Разве ты не читала:
] وَمَا آَتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا [
“Берите же то, что даровал вам посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил”[10]? Она ответила: “Конечно (читала)”. Тогда (‘Абдуллах) сказал: “Поистине, он, да благословит его Аллах и приветствует, запретил эти (вещи)”»[11].
Йахйа ибн Абу Касир сказал: «Сунна является судьёй над Кораном, а Коран не является судьёй над Сунной»[12].
Имам аль-Байхакъи в толковании этого высказывания сказал: «Смысл этого в том, что Сунна вместе с Кораном является тем, что объясняет слова Всевышнего Аллаха: “А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано[13]”, а не то, что что-то из Сунны противоречит Корану»[14].
Сообщается, что Хасан ибн ‘Атыййа сказал: «Джибриль приходил к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с Сунной также, как он приходил к нему с Кораном»[15].
Макхуль сказал: «Коран нуждается в Сунне больше, чем Сунна нуждается в Коране»[16].
Йа’ля ибн Хаким передал, что однажды Са’ид ибн Джубайр передавал хадис от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Один мужчина сказал: «В Книге Аллаха есть то, что противоречит этому!» (Са’ид) сказал: «Я тебе рассказываю хадис от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ты приводишь мне в противоречие этому Книгу Аллаха? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше тебя знал Книгу Аллаха!»[17].
Ибн Са’д передал в «ат-Табакъат» по пути передачи через ‘Икриму, сообщившего от Ибн ‘Аббаса о том, что ‘Али ибн Абу Талиб отправил его к хариджитам и сказал: «Иди и подискутируй с ними и не приводи им в качестве довода Коран, так как Коран можно толковать по разному. Однако веди с ними спор посредством Сунны».
Также он привёл его по другому пути, в котором говорится, что Ибн ‘Аббас сказал: «О повелитель правоверных, я лучше них знаю Книгу Аллаха, ведь он был ниспослан в наших домах». (Али) сказал: «Ты прав, однако Коран можно понимать по разному. Мы будем говорить, они будут говорить, и поэтому спорь с ними посредством Сунны, так как они не найдут убежища от Сунны». И он вышел и привёл им в качестве довода Сунну и у них в руках не осталось никакого довода[18].
Имам Ахмад сказал: «Сунна объясняет Книгу (Аллаха), знакомит с Книгой и толкует её»[19].
Шейхуль Ислам Ибн Таймиййа объясняя слова имамов о том, что Сунна толкует Коран, сказал: «Под этим понимается опровержение тем, кто ставит в противоречие достоверной Сунне то, что считает, что в Коране есть то, что отменило это. Ему нужно сказать, что если бы это было отменено, то в Сунне было бы то, что это объясняет»[20].
Он также сказал: «Аят может быть “насс”[21], может быть “захир”[22], а может быть и “иджмаль”[23]. Хадис – подтверждает “насс” и конкретно открывает его смысл. И если какое-то слово является “захир”, то Сунна определяет его смысл и отводит от него все вероятности, и толкует иджмаль, разъясняет его и открывает, чтобы тем самым привести довод Аллаха на Его рабов»[24].
Пользы, извлекаемые из этой главы:
1 – В аяте из суры «ан-Нахль» указание на то, что посланник Аллаха является тем, кто разъясняет Коран и его смысл.
2 – То, что Сунна является откровением от Аллаха.
3 – в суре «ан-Нур» страшная угроза тем, кто противоречит посланнику Аллаха.
4 – Сунна толкует Коран, объясняет его общий смысл, конкретизирует общее, связывает то, что не связано, и выносит новое постановление.
5 – Приказ Всевышнего Аллаха следовать за Сунной.
6 – Указание на плоды того, кто старается понимать Коран вдалеке от Сунны и что это приводит к тому, что люди поднимают над мусульманской Уммой.
7 – То, что сподвижники лучше всех разбирались в Коране и Сунне.
8 – Порицание следования за страстями и приводить один (священный) текст в противоречие другому.
______________________________________________________________________________________
[1] Сура «ан-Нахль», 16:44.
[2] Сура «ан-Нур», 24:63.
[3] Сура «аль-Бакъара», 2:129.
[4] Это сообщение приводят аль-Лялякаи в «Усуль и’тикъад ахлю-с-сунна валь-джама’а» 1/70 и Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/255.
[5] Этот хадис передали Ахмад 4/130, Абу Дауд 4604, Ибн Маджах 1/6, ат-Тахави 2/321, ат-Табарани 20/270, 283, а шейх аль-Албани назвал его достоверным в «Сильсиля ас-сахиха» 2870.
[6] Джанаба – это когда во время скачек на лошадях, человек берёт с собой запасную лошадь, а когда лошадь на которой он скачет устает, он пересаживается на ту другую. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил подобное.
[7] “Шигъар” — это такая форма брака, когда два человека отдают своих дочерей замуж друг за друга, не давая им никакого брачного дара.
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (браки, именуемые) “шигъар”. Этот хадис передал аль-Бухари 5112.
[8] Это сообщение вкратце передали Ахмад 4/429, Абу Дауд 3/30, ат-Тирмизи 3/431, ан-Насаи в «ас-Сугъра» 6/111. Длинную историю об этом передали ат-Табарани в «аль-Кабир» 18/219, Ибн Абу ‘Асым в «Сунна» 2/386, Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/233. Шейх аль-Албани назвал это сообщение достоверным. См. «Сахих Абу Дауд» 2324.
[9] — В данном случае имеются в виду проклятия по адресу тех, кого проклинал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но в более широком смысле речь идёт о дозволенности делать всё то, что разрешалось пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и отказе от всего того, что он запрещал.
[10] — “Собрание”, 7.
[11] Этот хадис передали аль-Бухари 4886 и Муслим 2125.
[12] Это сообщение приводит ад-Дарими 1/153.
[13] Сура «ан-Нахль», 16:44.
[14] Это сообщение приводит ас-Суйути в “Мифтах аль-джанна» стр. 30.
[15] Это сообщение приводят ад-Дарими 1/153 и Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/254.
[16] Это сообщение приводит Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/253.
[17] Это сообщение приводят ад-Дарими 1/154 и Ибн Батта в «аль-Ибана» 1/249.
[18] Это сообщение приводит ас-Суйути в “Мифтах аль-джанна» стр. 41.
[19] Это сообщение приводит аль-Хатыб в «аль Кифайа» стр. 15.
[20] См. «Джаваб аль-и’тирадат аль-масриййа ‘аляль-футьйа аль-хамавиййа» стр. 83.
[21] «Насс» — это, когда приходит аят или хадис, в котором не понимается ничего, кроме одного смысла.
[22] «Захир» — это когда смысл слова можно понять и так и так. Но первый смысл его используется чаще.
[23] «Иджмаль» — это когда слово имеет несколько смыслов и нет такого, чтобы что-то преобладало в его смысле.
[24] См. «Джаваб аль-и’тирадат аль-масриййа ‘аляль-футьйа аль-хамавиййа» стр. 7.
Из книги «Разъяснение пути в пояснении дороги (праведных) предшественников
в вопросах изучения религии, её понимания, практикования и призыва к ней.«