Лекция профессора Оксфордского университета Тарика Рамадана «Современные этические проблемы мусульман» прочитана для мусульманской общины Москвы 8 июня 2012 года.
Я очень счастлив быть здесь.
И хочу поблагодарить ту организацию, которая пригласила меня.
Я счастлив провести это утро с вами, и я проведу очень краткую презентацию, потому что мне действительно хочется услышать ваши замечания и вопросы после этого.
Я буду говорить здесь о некоторых из основных задач, которые стоят перед нами как мусульманами, перед вами в России, живущими в этом обществе, и возвращаясь к принципам нашей религии.
Одна из основных проблем, стоящих перед нами сегодня, заключается в том, что поскольку все, что мы слушаем и слышим об исламе – довольно негативно: в СМИ, от людей вокруг нас, в России, а также на Западе, в мире сегодня ислам не пользуется доброй славой. Очень часто, поскольку мы сталкиваемся с негативным восприятием ислама, мы начинаем защищаться, мы демонстрируем очень низкий уровень понимания нашей религии, меньше понимая смысл и гораздо больше сосредотачиваясь на имеющихся у нас строгих правилах.
Очень часто мы оказываемся в ситуации, когда мы понимаем, каковы правила, и то, как мы учим исламу, очень часто бывает: вот это ты должен делать, а это делать нельзя, это халяль, а это харам, правилам придается основное значение, потому что мы больше защищаемся. Если мы последовательны, если мы довольны своей религией, мы начинаем со смысла, и понимаем ограничения. Если нет, мы начинаем с ограничений, и иногда забываем о смысле.
И у меня к вам вопрос. Я привык к встречам, на которые приходит много народа, и мне приятно видеть вас здесь, российских мусульман, или мусульман в России, потому что я вижу по платкам, что некоторые, думаю, из Малайзии, ага, я вас раскусил. Итак, у меня вопрос. Вы верите в Бога? В Аллаха? Вы знаете, что «Аллах» по-арабски – это «God» по-английски, и я не знаю, какое слово вы используете в России…
Подсказка из зала: «Бог»
…«Бог», и в этом нет никакой проблемы. Сами эти споры, знаете, что нужно использовать слово «Аллах» только когда говоришь о Боге, наш Бог это единственный Бог, и Он один для всех. Это Бог, который послал Адама, мир ему, Авраама, Нуха, Иисуса, Моисея, они все приходят от одного и того же Бога, так что эти споры об имени на самом деле не так важны. Но я возвращаюсь к своему вопросу. Вы верите в единого Бога, имея в виду тех, кто собрался здесь. Но говоря, что верите в единого Бога, вы довольны своей религией? Если да, то в чем это проявляется, а если нет, то почему.
Ислам заключается не в том, чтобы сказать: «Ля илляха илля Ллах, Мухаммадун расулю Ллах», и быть довольным. Ислам – это сказать «Ля илляха илля Ллах…», следовать за Пророком, мир ему и благословение, и быть довольным.
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Распространяйте мир среди людей».
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Облегчайте вещи, а не усложняйте их».
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Распространяйте хорошую новость»; ислам – это хорошая новость, а не плохая.
Пророк, мир ему и благословение, много улыбался. Он старался, чтобы люди чувствовали себя хорошо.
Улыбаться – это халяль. Смеяться – это халяль, но только не слишком много.
Но это очень важно, это ислам. Ислам заключается в том, что да, я верю в единого Бога, я пришел от него – инна лилляхи ва инна иляйхи раджиуна – и я уйду к нему. Но между этими двумя моментами – ля анса насыбакя мина ддунья – это то, что говорится в Коране: не забудь о своей роли в жизни, в этой жизни. О том, что в этой жизни тебе нужно быть довольным, тебе нужно иметь семью и друзей, нужно иметь братьев и сестер, нужно быть хорошим и чувствовать себя хорошо в этом обществе, а не быть все время печальным. Скромность в исламе не значит уродливость. И то, что бы должны быть скромными, не означает, что нужно быть безобразными. Вы понимаете, о чем я?
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Я был послан только для того, чтобы украсить наилучшее поведение, хорошее поведение, я был послан для этого».
Наилучшее поведение связано с этикой, оно связано со значением того, что вы делаете.
Для нас, как мусульман, живущих в России или других странах мира, самое важное – это начинать со смысла вещей.
Первое отношение, когда вы говорите «Ля илляха илля Ллах», и значение, мораль, этика этого выражения, что есть только один Бог, должны пониматься как освободительный процесс.
Так что первый настоящий вопрос в нашем мире сегодня, это совершенно необходимый вопрос, когда вы говорите, что есть только один Бог, это совершенно, необходимый вопрос для каждого, и особенно когда вы молоды – это в чем смысл свободы.
Как так получается, что мы живем в свободных обществах, и мы смотрим на людей, на то, как они думают, как одеваются. Они все думают, что они свободны, и при этом одеваются одинаково, и думают одинаково.
В исламе произнесение «Ля илляха илля Ллах» означает освобождение из первой тюрьмы. И первая тюрьма – это ваше эго. Это вы сами. Как увидеть, что вы в тюрьме собственного эго, что вы несвободны внутри себя? Как увидеть это?
Две вещи важны, чтобы определить, находится ли человек во внутренней тюрьме. Он думает о личных интересах. Это первый набор факторов. Вы видите, что людей волнуют личные интересы, их волнует собственное положение в обществе, и в основном заботят деньги, власть и репутация.
Второе измерение, свидетельствующее, что человек заключен в темницу своего «я», это одержимость тем, как люди воспринимают меня. Так что многие люди здесь, вокруг вас готовы сказать: «Да, я мусульманин, я горжусь своей религией», когда они находятся вместе с мусульманами. Они выходят из этой комнаты, и с русскими, и мусульманами вокруг – ого, что они думают обо мне?
Они не свободны. Они находятся в темнице чужих суждений.
Быть свободным – это не только делать то, что хочешь, это значит быть тем, кем ты хочешь. Так что вы сами должны решить, что для вас ценно, кем вы хотите быть, и как хотите жить. Это не так как некоторые говорят: «Я могу делать все что угодно, значит я свободен». Таким людям, которые говорят, что вольны делать все что захотят, и вам тоже, я задам один вопрос. Вы уверены, что действительно этого хотите? Что вас не вынуждают к этому давление, известность, реклама, телевидение, общественная репутация, и в конце концов вы начинаете стремиться к чему-то, желать того, чего вы желаете сейчас, становитесь тем, кто вы есть. Самая худшая свобода, самая худшая тюрьма – это иллюзия свободы.
Вот почему, как мусульмане, мы должны понимать, что наша религия зовет нас к процессу освобождения. Освободи себя. Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. И когда сподвижники Пророка, мир ему и благословение, спрашивали: «Как мы можем говорить с Богом, как нам приблизиться к нему?», он ответил: «Аллах отвечает в Коране: «Если мой слуга спрашивает тебя обо мне, я очень близко. Я отвечаю на призыв того, кто взывает ко мне». Я близко, если вы призываете, но если вы не призываете, про вас забывают.
И в этом процессе освобождения, вы должны задать себе следующий вопрос. И особенно сегодня, когда вы живете в мире развлечений, культуры, да еще какой культуры. Вы можете быть социально свободны, но культурно колонизированы. Вы ведете себя так же, как и все остальные, и не задаетесь вопросом, почему вы ведете себя так. Само значение ислама, и джихада в исламе, джихад не имеет никакого отношения к священной войне, джихад – это сопротивление всему, что не дает тебе на самом деле быть свободным. Освободитесь от собственного эго, освободитесь от собственной жадности, освободитесь от своей эгоистичности, освободитесь от своих пороков. Это джихад – освобождение.
Джихад означает также освобождение от нежелательного давления, когда вы не хотите быть как другие. Освободитесь от давления моды, освободитесь от мировой культуры, которая навязывает вам то, что противоречит вашим ценностям; это освободительный процесс, освободитесь от угнетения – это тоже джихад. Это может быть психологическое угнетение, психологическое и эмоциональное угнетение, вы должны освободить себя. Таково истинное значение джихада в исламе.
Но как это сделать? Конечно, не сидя здесь, в пятницу утром, за приятной беседой. Мне предлагают: «Хорошо, приезжайте на следующий год». А до тех пор мы позабудем самую суть того, что все это значит. Это требует усилий. Это то, чего никто не сможет сделать за вас. Вы лично ответственны за свою свободу. Вы не можете попросить маму и папу: «Сделайте это за меня», вы не можете попросить своих детей: «Сделайте это за меня», вы не можете обратиться к своим братьям и ли сестрам, или друзьям: «Сделайте это за меня». Вы лично отвечаете. И в исламе это – «фард айн». Каждая душа, каждое сердце, каждая личность ответственны за свою свободу, и смысл своей жизни. Вы не можете вернуться к Богу и сказать: «Ах, это все из-за них». Нет, это из-за вас. Вы знали, вы знаете, и вы должны это сделать.
В Судный день, об этом говорится в суре «Поэты», каждый из вас, каждый из нас предстанет перед Господом в Судный день, каждый, и никто не будет говорить от вашего имени: ваше сердце, ваш разум, ваши глаза, ваши уши, ваше тело будут говорить за вас. Что они скажут?
Парадоксально, но это единственное главное послание ислама: не существует истинной свободы без понимания вашей личной ответственности. Вы отвечаете за свою свободу. И давайте спросим, с чего же нам начать. Пророк, мир ему и благословение, сказал, как я уже говорил, «Я здесь, чтобы украсить хорошее поведение». Так что точка отправления к тому, чтобы стать хорошим человеком – это быть этичным человеком. Это значит иметь определенные принципы в жизни. Отправная точка вашей практики в исламе – не только поститься в Рамадан, а надлежаще вести себя каждый день своей жизни. И тут мы возвращаемся к Пророку, мир ему и благословение. Я написал книгу о Пророке, мир ему и благословение, инша Аллах, скоро она будет на русском, потому что она сейчас переводится, и в этой книге я обращаюсь к его примеру, потому что нам сказано в Коране: «В Пророке, мир ему и благословение, в посланнике наилучший пример для вас». И в Коране пример Пророка очень ясный и привлекательный: «У вас есть наилучшее поведение». И вы помните, еще до того как он получил откровение, люди вокруг него – еще даже не получив откровения, он был известен, как «садыку-ль амин» . «Садык» – это тот, кто говорит правду. Он был искренним в том, что говорил. «Амин», «садыку-ль амин» – это достойный доверия, то есть он пользовался полным доверием людей. Еще до получения им первого откровения все относились к нему как к «садыку-ль амин» – искреннему, заслуживающему доверия члену общества. Некоторые люди, если спросить их: «Ты практикующий мусульманин?», они ответят: «Нет, я не практикующий мусульманин», имея в виду, что я не молюсь пять раз в день, я не пощусь, или я пощусь, но не молюсь, как делает большинство мусульман. 70% мусульман постятся; не более 20% мусульман молятся каждый день. Так что если спросить их, практикующие ли они, они ответят: «Нет, я не практикующий мусульманин».
Если вы сказали «ля илляха илля Ллах» и являетесь мусульманами, существуют определенные шаги к тому, чтобы стать хорошими мусульманами и практиковать свою религию полностью.
Итак, вы говорите «ля илляха илля Ллах», и что было сказано Пророку, мир ему и благословение, в начале? «Мне было сказано: «Измени свое поведение». Так что как мусульмане сегодня, живущие в этой стране, прежде чем озаботиться тем, что я должен молиться, я должен поститься – это должно прийти. Но есть вещи, которые очень важны в вашей повседневной жизни.
Вы не готовы практиковать ислам? Даже если вы еще не молитесь, вы уже практикуете, как мусульмане, если, например, разговариваете с матерью и отцом уважительно. Почему? Потому что в Коране говорится: «Нет дороги в Рай без уважения к родителям». В современных обществах относиться с уважением к своим родителям, когда они состарятся, когда они с вами или не с вами – это акт сопротивления, потому что смысл всей современной жизни в том, чтобы забыть своих родителей, и жить для себя.
Подумайте об этом, вы, мусульмане, сидящие в этой комнате. Какие у вас отношения с отцом и матерью? Знают ли они, что вы их любите?
Я преподаю уже 25, сейчас уже почти 30 лет, и в конце каждого урока я говорю своим ученикам: «Не забывайте говорить тем, кого вы любите, что вы их любите». Однажды сподвижник Пророка, мир ему и благословение, сказал ему: «Видишь того человека, я люблю его». Пророк, мир ему и благословение, спросил: «А ты сказал ему об этом?» «Нет». «Пойди и скажи, что ты его любишь». И если хотите избежать неприятностей и недоразумений, говорите: «Я люблю тебя ради Аллаха».
Смысл тут в том, что это часть ислама – проявлять нашу любовь к другим. «Ваша вера не полна, если вы не желаете для своих братьев, или сестер, или соседей то, что любите сами». «Йухибба» означает «желать для других» то, что вы желаете для себя. Это отправная точка вашей веры. Проверьте, что вы любите. Вы любите, чтобы вас хвалили, чтобы вам говорили, какие вы хорошие и замечательные, или вы любите сердцем. Потому что некоторые говорят: «Мне вообще безразлично, как я выгляжу». Ну, это другая история. Но смысл в том, хотите ли вы, чтобы вас любили за вашу щедрость, или за ваш вид. Спросите себя. В этом весь смысл, это значит быть свободным: чтобы вас любили за то, что вы даете, а не за внешний вид.
Так что вы начинаете практиковать свою религию с того, как вы относитесь к родителям, как вы относитесь к соседям, как ведете себя в школе, в университете, с того, что вы честны, и служите людям. Служит Богу тот, кто служит людям. Лучший из вас тот, сказал Пророк, мир ему и благословение, кто лучше служит людям. Не только мусульманам, а всем людям. Так что будьте дающими, щедрыми, заботящимися о бедных. Это отправная точка ислама. Потом вам нужно будет добавить к этому поведению принципы религии. И Всевышний Аллах, Бог говорит нам, что для того, чтобы достичь этого в повседневно жизни, мы должны помнить о нем.
«Приблизьтесь ко мне», – вот что он требует от каждого из нас. И есть определенные вещи, которые мы должны делать. Первое, он отправил послание, и вы знаете Коран, если вы не можете читать его по-арабски, можно читать его по-русски, это очень важно, потому что Коран это диалог между вами и Богом. Вы читаете Коран, и Бог говорит с вами, вы слышите то, что он говорит, потому что каждый из нас понимает его по-своему.
Итак, это очень важно, быть близко к Корану. Близко к примеру Пророка, мир ему и благословении. А затем, Пророк, мир ему и благословение, сказал нам: «Будьте осторожны». Знаете, в суре «Саф» есть такой аят: «Не будьте как те, кто забыл Бога, и Бог заставил их забыть самих себя». Если вы забудете Его, вы забудете себя. А забыть себя – что это значит? Жить без нравственности, без принципов, вы просто потеряны в этом мире, делаете то, что делают другие, следуете за тем, за чем следуют другие, вы не человек, а баран, вы следуете по стопам других.
Итак, вы становитесь практикующими мусульманами, когда начинаете вести себя хорошо с родителями и соседями, как я объяснял, это путь, и затем Всевышний Аллах обращается к вам и говорит – послушай, теперь тебе пора понять, что быть хорошим хорошо, но не забывай. Как ты будешь помнить меня? Второе название Корана – Напоминание? «Мы ниспослали в этом напоминание». Коран значит напоминание. Это значит – вернитесь к поминанию Бога.
И потом есть принципы. Помните, в Коране, когда Аллах позвал Мусу, мир ему, Моисея, Он сказал ему: «Я Бог, нет другого бога кроме меня, поклоняйся мне и совершай молитву для того, чтобы помнить обо мне». И есть очень важный хадис нашего Пророка, мир ему и благословение, достоверный хадис, гласящий: «Между человеком и фактом отрицания Бога – оставление молитвы».
Так что в вашей жизни молитва, причем пять раз в день, добавьте к этому пост, добавьте к этому милостыню бедным, пять столпов ислама очень важны, и никто в этой комнате, никто, ни один не вернется к Богу и скажет: русские не давали мне молиться, не давали поститься, не позволяли давать деньги бедным – это не правда. Никто не мешает вам в этом обществе делать то, что вы должны делать. И Аллах требует от вас, первое – хорошее поведение, второе – молись, постись, давай деньги. Спроси себя, что ты делаешь со своим временем. Ты не сможешь сказать: это моя мать, это мой отец, я не знал. И знаешь почему? Потому что ты знаешь.
И наконец, есть одна необходимая вешь. Очень часто я говорю, когда преподаю или встречаюсь с мусульманами, я говорю им, знаете, у нас есть в арабском такое выражение, я не знаю, существует ли оно в русском, русском языке, оно есть в английском, это очень легко сказать, но не просто понять его глубокий смысл. Когда вы говорите кому-нибудь: знаешь, позаботься о себе. Позаботься о себе. Это значит, что у вас есть вы. Есть родители. Есть ответственность. Не забудьте себя. Не отдавайте все другим, возьмите что-то и себе. Позаботьтесь о своем сердце, позаботьтесь о своем разуме, позаботьтесь о своем теле, позаботьтесь о своих родителях – позаботьтесь о себе, это необходимо. Потому что однажды Бог спросит вас: что ты сделал со своим временем? Что ты сделал со своим телом? Что ты сделал со своим сердцем? Что ты сделал со своей жизнью? Любил ли ты людей за то, что они добры, или потому, что они красивы? К чему склонялось твое сердце? Это огромная ответственность, и мой совет всем нам – позаботьтесь о себе.
Вы сейчас в России, я родился в Швейцарии, и всю жизнь жил на Западе, в Европе, а затем вернулся, чтобы изучать ислам, в Египет. И в конце концов спрашиваешь себя, чтобы стать свободным, и обрести уверенность… не бояться, что люди скажут, а быть уверенным, что то, что мы имеем – это хорошо. И затем, чтобы можно было дать что-то окружающему обществу. В конце концов, задайте себе один вопрос- каков смысл вашей жизни? Полезны ли вы окружающим? Или же бесполезны? Спросите себя, полезны ли вы. И в чем, и для кого вы полезны. Ключевой вопрос.
Ваше присутствие здесь – чтобы приносить пользу. Есть люди, которые бесполезны. Вы здесь, но никому от этого нет пользы. Настало время сказать, на что вы пригодны и какая от вас польза в этом обществе. Как представители человеческой расы, как мусульмане, мы должны примирить людей с их сердцами, примирить людей с их принципами, проявлять щедрость, солидарность, любовь, служить людям, быть ближе к бедным. Вот почему мы здесь. Вот почему мы должны быть довольны – потому что у нас есть эти ценности. Как для мужчин, так и для женщин.
Итак, вера в Бога имеет отношение к свободе, и в конце концов эта свобода имеет отношение к отдаванию. Вы – это то, что вы даете людям.