"...Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям"
Создав человека, Всевышний Аллах предписал ему определенный образ жизни и наделил его способностью познавать и размышлять. Однако источник знания об образе жизни, предписанном Всевышним, на основании которого человек и будет нести перед Ним ответственность в Судный день, – это Книга Всевышнего Аллаха и жизнь Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Всевышний Аллах подчеркивает важность знаний для нас во многочисленных хадисах Пророка (с.а.с) и аятах Благородного Корана.
Пророк Мухаммад (мир ему и милость Аллаха) сказал: "Никто не приобретал ничего ценнее знаний, которые наставляют человека на путь истины и оберегают его от (всего) пагубного" (Табрани).
"Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай" (Муслим, Хаким, Тирмизи и др.).
"...Поистине, и ангелы проистирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям" (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и др.).
Всевышний Аллах говорит:
«Разве сравнятся те, которые знают,и те, которые не знают?»(39:9)
«Возвышает Аллах тех из вас которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени. Аллах сведущ в том , что вы делаете!» (58:11)
"Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха, и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося" (Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджах и др.).
"Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков" (Дайлами). (Сиддики - это самые близкие к Аллаху люди после пророков).
"Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха" (Табрани, Ибну Абдул Барри). (Потому что эти виды поклонения не будут совершенны без знания.)
"Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи, изучение наук в течение дня лучше поста в течение трех месяцев" (Дайлами).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием»
Мусульманин не должен говорить что-либо о религии или делать что-то до тех пор, пока он не узнает об этом все необходимое, ибо совершение дел без знания может принести огромный вред как ему самому, так и другим. Поистине, человек, действующий без знаний подобен блуждающему во мраке. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз сказал: «Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы». Ахмад в «аз-Зухд» 365. Иснад достоверный.
‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания!»
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что знания - прежде дел! Ведь невозможно следовать приказам Аллаха, не зная, как и при каких условиях их следует выполнять!
Но важно помнить об искренности намерения получения знаний.
Всевышний Аллах говорит: «Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому мы увеличим его посев, а кто желает посева для ближней,- Мы дадим ему его, но нет ему в последней никакого удела!» (42:20)»
Нет пользы в знаниях, которые не подтверждаются делами, а так же в словах, которые не подтверждаются действиями: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете». (Коран, 61:2-3)
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный». (Коран, 2:159-160)
Для обладающего знаниями есть великая награда. Указывающий на добро подобен совершившему его. А когда знающий человек умирает, его награда у Аллаха не прерывается со смертью, а увеличивается до тех пор, пока люди получают пользу от его знаний. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех: не прекращающаяся милостыня (садака джарийа), или знание, которое приносит людям пользу, или праведный сын, который делает дуа за него». Хадис передал Муслим (1631).
Создав человека, Всевышний Аллах предписал ему определенный образ жизни и наделил его способностью познавать и размышлять. Однако источник знания об образе жизни, предписанном Всевышним, на основании которого человек и будет нести перед Ним ответственность в Судный день, – это Книга Всевышнего Аллаха и жизнь Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Всевышний Аллах подчеркивает важность знаний для нас во многочисленных хадисах Пророка (с.а.с) и аятах Благородного Корана.
Пророк Мухаммад (мир ему и милость Аллаха) сказал: "Никто не приобретал ничего ценнее знаний, которые наставляют человека на путь истины и оберегают его от (всего) пагубного" (Табрани).
"Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай" (Муслим, Хаким, Тирмизи и др.).
"...Поистине, и ангелы проистирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям" (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и др.).
Всевышний Аллах говорит:
«Разве сравнятся те, которые знают,и те, которые не знают?»(39:9)
«Возвышает Аллах тех из вас которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени. Аллах сведущ в том , что вы делаете!» (58:11)
"Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха, и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося" (Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджах и др.).
"Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков" (Дайлами). (Сиддики - это самые близкие к Аллаху люди после пророков).
"Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха" (Табрани, Ибну Абдул Барри). (Потому что эти виды поклонения не будут совершенны без знания.)
"Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи, изучение наук в течение дня лучше поста в течение трех месяцев" (Дайлами).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием»
Мусульманин не должен говорить что-либо о религии или делать что-то до тех пор, пока он не узнает об этом все необходимое, ибо совершение дел без знания может принести огромный вред как ему самому, так и другим. Поистине, человек, действующий без знаний подобен блуждающему во мраке. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз сказал: «Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы». Ахмад в «аз-Зухд» 365. Иснад достоверный.
‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания!»
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что знания - прежде дел! Ведь невозможно следовать приказам Аллаха, не зная, как и при каких условиях их следует выполнять!
Но важно помнить об искренности намерения получения знаний.
Всевышний Аллах говорит: «Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому мы увеличим его посев, а кто желает посева для ближней,- Мы дадим ему его, но нет ему в последней никакого удела!» (42:20)»
Нет пользы в знаниях, которые не подтверждаются делами, а так же в словах, которые не подтверждаются действиями: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете». (Коран, 61:2-3)
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный». (Коран, 2:159-160)
Для обладающего знаниями есть великая награда. Указывающий на добро подобен совершившему его. А когда знающий человек умирает, его награда у Аллаха не прерывается со смертью, а увеличивается до тех пор, пока люди получают пользу от его знаний. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех: не прекращающаяся милостыня (садака джарийа), или знание, которое приносит людям пользу, или праведный сын, который делает дуа за него». Хадис передал Муслим (1631).