Общество

Тарик Рамадан: “В российских законах нормы шариата присутствуют сполна”

Кто-то называет его мусульманским Мартином Лютером Кингом, а журнал “Time” включил его в сотню самых влиятельных интеллектуалов мира. В 2008 году online-опрос журнала “Prospect Magazine” (Соединенное Королевство) вывел его на 8-е место в рейтинге интеллектуалов планеты. Он прилетел в Россию на полтора дня, чтобы выступить с тремя лекциями: две – в Москве и одна в Санкт-Петербурге.

По его словам, 20-миллионное мусульманское население России должно уже, наконец, осознать одну очень простую истину: они такие же граждане и хозяева этой страны как и все остальные. “Живите так, как вам предписывает ваша религия. Вносите свой вклад в развитие российского общества, российской культуры. Живите полноценной жизнью”, – говорит он.

Быть мусульманином – это не значит арабизироваться. “Если вы строите мечеть здесь, в России, безусловно, она должна соответствовать всем канонам ислама, но не более. Вы должны учитывать местную архитектуру, национальный колорит. Если российская мусульманка решает носить платок, он должен покрывать те части головы, которые четко прописаны в религии. Но стиль и манеру выбирать самой мусульманке. И лучше если это будет с местным колоритом”, – поясняет он.

Профессор современных исламских исследований Оксфордского университета, преподаватель Теологического факультета Оксфорда, магистр в области философии и французской литературы Тарик Рамадан в эксклюзивном интервью корреспонденту “еТатар” рассказал о том, как россияне уже живут по законам шариата, и что нужно для объединения мусульманской уммы мира.

Совместим ли шариат с секулярным государством?

- Думаю, что вопрос поставлен не совсем корректно, ведь шариат – это не просто свод законов. Шариат основан на таких принципах как справедливость, равноправное отношение к людям. Можно с уверенностью сказать, что в тех же российских законах нормы шариата присутствуют сполна. Нам, в принципе, ничего не нужно менять, потому что мы и так эти нормы используем: например, свобода слова, выборность и т.д. Шариат – это не закрытая система. Его нормы давно и прочно вписались в жизнь современного общества.

Т.е. чем демократичнее законы, тем больше вероятности того, что шариат уже используется нами?

- Именно. Нельзя путать шариат с уголовным кодексом или системой наказаний. О них все знают, но наказания составляют очень малую часть шариата. И у каждого наказания есть строгие правила, целый ряд условий, которые должны быть доказаны и соблюдены. Думаю, что противопоставление шариата и светского государства – это чрезвычайно упрощенный взгляд на проблему.

А сколько тогда в шариате процентов “божественного” и сколько человеческого?

- То, что написано в Священном Коране, и то, что оставил нам пророк Мухаммад, т.е. сунна, это наши принципы и цели. Это идет от Всевышнего. Но всё остальное, т.е. категоризации, применение в повседневной жизни, расставление приоритетов – это всё зависит от человека. Я бы сказал, что мы являемся ответственными за придание формы оставленным заветам.

Если бы халифат четырех праведных халифов был сейчас, какая форма правления, политического режима и государственного устройства была бы в этом государстве?

- Понятия не имею. У нас нет какой-либо определенной формы государственного устройства. Но у нас есть наши принципы, большинство которых очень близки демократической системе. Я бы сказал, что в таком государстве непременно были бы прямые выборы лидера страны. Скорее всего, это была бы репрезентативная модель государства, основанная на гражданско-правовом договоре. Это то, что я сразу вижу, взглянув на принципы ислама.

Т.е. мусульманам нужно просто придерживаться своих принципов?

- Нам нужно придерживаться своих принципов и определять ту модель, которая наиболее подходит условиям нашей страны. А какой-то определенной модели нет. Даже в Медине невозможно представить современный халифат четырех праведных халифов, потому что то, что было раньше, и то, что мы имеем сейчас – это две разных реальности. Мусульманам нужно найти модель, подходящую их принципам. И вы знаете, очень много из этих принципов мы сегодня чаще встречаем в западных странах, нежели в государствах  с преимущественно мусульманским населением.

Какие, по-вашему, институциональные формы ислама будут развиваться в XXI веке: тарикаты, джамааты, политически партии, кланы?..

- Думаю, все, вами перечисленные. У нас есть тарикаты, есть суфии. У нас есть джамааты – организации внутри гражданского общества. У нас есть политические партии. Мусульмане располагают целой сетью различных организаций. И это всё является частью того, что мы называем исламским движением.

Станет ли Интернет способом организации нового типа мусульманских общин?

- Интернет – всего лишь средство коммуникации. Он никого не объединяет. Он является инструментом передачи информации. И всё. То, как будут объединяться мусульмане, зависит от них самих.

А по-вашему, умма сможет объединиться?

- Объединенная не значит одинаковая и стандартизированная. Нужно объединяться, сохраняя при этом различия. До тех пор, пока мусульмане не поймут эту простую истину, ожидать чего-то не стоит.

Автор: Роберт Болгарский, Ильшат Саетов, «еТатар»
подписаться на канал
Комментарии 12
  • Слова благодарности за ретрансляцию интервью. Кстати, ненавижу демагогию. "Можно с уверенностью сказать, что в тех же российских законах нормы шариата присутствуют сполна." - услышав это, Лубянковские салафиты "без суда и следствия" пошли в кассу за очередными премиальными.

    Да, чуть не забыл: а знаете ли Вы, что вся демагогия, на процентов 99% тоже содержит нормы Шариата??? ... :)))) ...
    (-163)
    15 июня'2012 в 18:39
    • dmsprut, демагогия не может быть шариатом и шариат это не демагогия!
      (867)
      15 июня'2012 в 19:13
      • dmsprut, В том что Тарик Рамазан демагог, с вами я согласен. Но брат, ,будьте осторожны со словами: "Демагогия" по русски звучит как, "управление народом" в негативном смысле. Это я вам говорю как историк и лингвист. И с какого перепугу можно отождествить шариат с демагогией на 99%?
        (-20)
        15 июня'2012 в 20:15
        • muvahhid, Просвещайтесь, мой добрый друг!!! И благодарю за вопрос: помимо истории и лингвистики неплохо бы владеть и предметом политологии (хотя бы из существа данного Вами же определения, не так ли ;) ну, хоть бы даже из любви к этимологии, как части лингвистики). Итак, (сейчас ржать начну), демагогия, как ПОЛИТИЧЕСКИЙ и ФИЛОСОФСКИЙ термин означает лишь ЯВЛЕНИЕ под название - ИСКАЖЕНИЕ ИСТИНЫ. Кстати, Аристотель был в этом со мною абсолютно согласен (что думают об этом нынешние греки - не знаю). В части натурального значения УПРАВЛЕНИЕ - многосложное понятие и тесно связано со смысловым Направление (арабское - Дин). А это уже Кур,анические категории. Таким образом, Демагогия = искажение Шариата - И ТОЛЬКО ТАК (для мусульманина). Для не мусульманина - а какая разница?

          По поводу "И с какого перепугу можно отождествить шариат с демагогией на 99%?". Уже не смешно. Передергивание, то есть Кур,анически - перемена слов местами, является ЯВНЫМ ВИДОМ ШИРКА. Будьте осторожны...
          (-163)
          15 июня'2012 в 22:22
          • Хафиз, Жаль брат. Очень жаль, что Вы не читаете Аль-Кур,ан. Образцы демагогии являются частью Аль-Кур,ана. Такова правда жизни и иситина. Развивайтесь...
            (-163)
            15 июня'2012 в 22:23
            • Можно с уверенностью сказать, что в тех же российских законах нормы шариата присутствуют сполна. Нам, в принципе, ничего не нужно менять, потому что мы и так эти нормы используем: например, свобода слова, выборность и т.д. :) Фантазёр. О какой это свободе слова и тем более выборности, да ещё и существующей сполна в России он толкует?! В России законы существуют только на бумагах, которые никто не читает. Мы живём в условиях отсутствия закона. А он нам говорит, что наши законы во многом совпадают с нормами шариата.
              (1890)
              15 июня'2012 в 22:57
              • dmsprut, ты думаешь что говоришь, Проси прошения у Аллаха!

                Демаго́гия. Основанное на намеренном извращении фактов и льстивых обещаниях воздействие на чувства, инстинкты, сознание людей, разжигание страстей для достижения каких-либо, обычно политических, целей; высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели. /Российский энциклопедический словарь/[1]
                (867)
                15 июня'2012 в 23:00
                • Бред бред и еще раз бред! Может его и можно назвать "Мартином Лютером Кингом", но ислам здесь ни при чем! В исламе надо равняться на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а в речах этого мусульманина (иншаАллах) сие равнение не обнаружено. Жаль.
                  (973)
                  16 июня'2012 в 04:44
                  • Хафиз, Читай Аль-Кур,ан. Кстати, (к аудитории) что Вы знаете о Фир,ауне?
                    (-163)
                    16 июня'2012 в 12:44
                    • dmsprut, Вы провокатор, по-ходу.
                      (867)
                      16 июня'2012 в 13:28
                      • dmsprut, про джихад наверное а российских законах упомянуть просто забыли, в российских законах нормы шариата присутствуют сполна,у Тарика Рамадана наверняка голова разболелась и он бредить начал!
                        (6431)
                        16 июня'2012 в 13:37
                        • nair, Ну, не будем переходить на частные диагнозы. А на счет джихада - смотрите материал по существу происходящего - может быть у кого-нибудь голова встанет таки на место???

                          http://golosislama.ru/news.php?id=9343
                          (-163)
                          17 июня'2012 в 10:11