Общество

Ситуация. Точка невозврата

Власти Грузии всячески препятствуют возвращению на историческую Родину турков-месхетинцев

 - Турки-месхетинцы – беззащитный народ с трагической судьбой, - сказал лидер их общины в Каменском районе Воронежской области Амур Таиров. - Историческая родина - Месхетия, что находится на юге Грузии, но туда нам, судя по всему, хода нет.

Амур Анварович историю своего народа знает досконально. Его еще и на свете не было, когда в ноябре 1944 года родителей, соседей и всех остальных мусульман-месхов депортировали в Среднюю Азию. Узлы и баулы помогали тащить солдаты. Так проходила засекреченная спецоперация советских войск.

Семьи турок прожили в Ферганской долине 45 лет, но им снова пришлось спешно собирать вещи, чтобы податься с детьми куда глаза глядят. На официальном языке, гонения на поселенцев возникают в результате роста «этнического напряжения», а Амур Таиров, переживший эту дикость, вспоминает о бесчеловечных погромах.

Обкуренные наркотиками бывшие зэки и прочие маргиналы устраивали такие зверства, о которых турки раньше только читали в книгах о фашиствующей солдатне в годы войны. Убивали, резали, жгли даже стариков, женщин и детей. Как степные растения перекати-поле, оставшиеся в живых и потрясенные случившимся люди выбралась из пекла и осели в России, Азербайджане и Казахстане.

Семейство Таировых выбрало Воронежскую область.

- Мы прежде всего очень благодарны русским за гостеприимство. Мы все помним и никогда не забудем поддержку народа и властей. Принимали нас сердечно, расселили по селам, выделяли дома, дали работу, помогли с продуктами, - говорит Амур Анварович.

Семьи Амура, его трех братьев и соседей устроились на хуторе Шляпниково Каменского района. Жена и он сам долгое время работали на ферме. Рафима стала передовой дояркой, Амур - трактористом.

- Колесо жизни идет, - рассуждает Амур. - Прошло 23 года со дня приезда. Жаль, что развалился колхоз. Но на его месте образовалось новое хозяйство. Я и брат Азам построили свои дома в соседнем селе Трехстенки, на одной улице. Вот уже и дети заявили о себе. Старший Алишер работает в Москве вахтовым методом. У него и невестки Наргиз растет малыш. Средний сын Хулишан закрепился в Воронеже, у него тоже есть свой сын. Младший Ридван остался в селе. Он - отец трех дочек.

Мирная и добрая непьющая семья, так же, как и родственники, старается сберечь традиции и культуру своего народа. Комнаты в доме застелены ковровым покрытием, лишней мебели нет. У стены в гостиной стоит низкий столик, окруженный по полу мягкими матрасами. За ним едят, пьют чай, беседуют. Напротив, как примета 21-го века, стоит на подставке плазменный телевизор.

Мы с редакционным водителем тоже сидим вместе с хозяином, поджав ноги. Беседа идет неспешно, в основном - о житейских делах.

Подошел младший брат Азам. Он - мулла, о чем говорит светлая тюбетейка на голове. В Трехстенки несколько раз в год, по праздникам - Байрам, Навруз и другим - съезжаются с округи 27 семей турок. К ним присоединяются азербайджанцы, татары, узбеки. Устраивают общие молебны, обмениваются новостями.

Все семьи переселенцев давно не чувствуют себя людьми пришлыми. Получили российское гражданство и не на словах, а на деле убедились, что в России понятие о дружбе народов - не пустой звук. Старшие сыновья уходят на службу в армию, возвращаются - устраиваются на работу. Что характерно, - не курят, не пьянствуют, чтят стариков, заботятся о детях и, как подчеркнул мулла Азам Анварович, живут по нравственным законам.

Разговор, естественно, зашел о том, возможен ли отъезд семей обратно на историческую родину в Месхетию. Оба брата только печально покачали головами. Власти Грузии чинят всяческие препятствия их возвращению.

По свидетельству трезво мыслящих людей, картина наблюдается в современной Грузии следующая.

27 сентября 1999 года страна стала членом Совета Европы. Согласно 6-й поправке ПАСЕ, она была обязана в течении двух лет начать процесс создания законов о репатриации депортированного населения, чтобы через три года можно было этим людям возвратиться на родину. Закон о репатриации вынужденных переселенцев из Грузии в 40-х годах минувшего века был принят 11 июня 2007 года. Но воз и ныне там. К тому же Грузия оставляет за собой право устанавливать дополнительные требования.

Странно, что дружественная Грузии Америка в этих фактах упорно не видит нарушений прав насильно выселенной за пределы части коренного населения Месхетии. Известно, что людей заставляют даже менять фамилии и религию.

Автор: Евгения Лежанина, Каменский район Воронежской области, Газета "Коммуна"
подписаться на канал
Комментарии 0