Сотрудники МВД России провели в четверг беспрецедентный масштабный выездной рейд, по итогам которого задержали и этапировали в Москву главу администрации Президента КБР Владимира Жамборова, его брата, экс-заместителя министра по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Руслана Жамборова, недавно возглавившего управление Федеральной почтовой службы по КБР. Кроме того были задержаны министр по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Хабдульсалам Лигидов и Мадина Хацукова, известная в республике бизнес-леди и модельер.
Задержанные подозреваются в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном организованной группой — это статья 159 часть 4 УК РФ, предусматривающая наказание на срок до 10 лет со значительным штрафом.
Скандальность ситуации придает тот факт, что трое из четырех фигурантов дела являются родственниками главы КБР Арсена Канокова.
«Вы слыхали, как дают звезды?»
Сказать, что в связи с этими арестами в республике что-то изменилось, нельзя. Народ не вышел на улицы с транспарантами, не братается в едином порыве на площадях, а в троллейбусах никто не восклицает: «А вы слышали?».
Однако, что по этому поводу думают граждане, мы все же поинтересовались.
Оксана, госслужащая: «То, что это — заказ, сомнения нет ни малейшего. Но люди, которые таким образом хотят выбить стул из-под президента едва ли не страшнее тех, кого они хотят свалить. Не поддерживаю ни тех, ни других. Как говорил один наш известный судья, этого рыжего я знаю, а того не знаю, оба мне не нравятся, но этого я хотя бы знаю. Мы уже знаем чего ждать от своего „рыжего“.
Как говорил один мой знакомый, у которого было 4 жены, „каждая следующая — хуже предыдущей“. Никто из них не думает о благе народа, каждый на костях другого взбирается вверх. Для меня это — омерзительно. Министр МВД республики Васильев говорил, что ему не предоставляли запрашиваемые документы. Есть законные способы истребования документации в судебном порядке. А эти „маски-шоу“! Не доиграли в детстве в „Зарницу?“ 100 человек, на спецрейсе! Как будто они ожидали в Доме правительства встретить серьезную, эшелонированную оборону! Думаю, что государственных денег на эту операцию было затрачено много больше, чем стоит эта развалина филармония. Устроили показательные выступления, опозорили республику. Это что за люди такие? Вопрос — чего ждать от людей, способных на такую подлость?»
Светлана, служащая: «Скажите пожалуйста! А что мы должны сильно удивляться, что среди высоких чиновников много родственников первого лица? Так у нас проспект Ленина в народе давно уже „переименован“ в улицу Шитхалинскую (в честь села, где родился президент). Самые лучшие помещения скуплены и арендованы людьми с соответствующими фамилиями. Мы как-то давно к этому привыкли».
Алексей, предприниматель: «Мнение неоднозначное. С одной стороны давно пора было начинать наводить порядок, а с другой стороны, почему это вдруг? Столько лет чиновники растаскивали по кусочкам всю республику, что в Москве этого не видели? Может, филармония явилась последней каплей в море беспредела? У нас уже были громкие задержания и суды, только потом все виновные оказывались на свободе и с новыми должностями».
Анзор, юрист: «Абсолютно стойкое ощущение чьего-то заказа. Даже при очень громких преступлениях новости всей страны не трубили в сто горл, как в этот раз. С точки зрения юриста речь может идти о нарушении, которое и уголовным-то не является. Ни о каком мошенничестве, тем более, в особо крупном размере, речи не идет. Не выставляли имущество на торги… Максимум, что могло бы здесь быть, это проверка по факту нарушения действующего законодательства и возвращение сторон к первоначальному положению. По оружию и патронам — вопросов нет, это уголовное преступление.
И потом, возникает несколько вопросов: почему начали именно с КБР? Разве в Москве нет памятников, которые незаконно приватизировали? Или другие чиновники в других республиках — сплошь образцы добродетели? Точно, за этим что-то или кто-то стоит».
Ирма, редактор: «Если фигурантам этого дела ничего не смогут предъявить, кроме обветшалого здания филармонии 1912 года постройки, дело развалится и даже не дойдет до суда. Но даже если это произойдет, положительный момент от случившегося то, что другие не будут так беспардонно себя вести, полагая, что раз они у руля, то им все дозволено. Действия масок-шоу не одобряю. Все-таки речь идет не о террористах. Можно было избрать другую модель поведения».
Фатима, правоохранитель: «Допускаю, что это только повод для более серьезного разбирательства, зацепка, так сказать, начало чего-то большего. Если же это единичное мероприятие, как это бывало много раз и раньше, то… многовато помпы, можно было и более скромными средствами обойтись».
Жанета, правоприменитель: «Думаю, что это все неспроста. Наверное, уже капали, капали люди и накопилось. Хотелось бы, конечно, чтобы люди боялись неотвратимости наказания. Но будет ли такое в нашей стране когда-нибудь, большой вопрос. А так у меня пока особого мнения по этому поводу нет».
Муха села на колесницу и сказала: «Какую пыль я подняла!»
И вот зачем было ломать замечательные новые турникеты в Доме правительства? Что у спецподразделения не хватило физподготовки, чтобы их перепрыгнуть? Теперь их надо чинить. А это — деньги налогоплательщиков.
Приехали! Аж сто человек! Это ж сколько гражданских машин и одного только бензину от Моздока надо было извести. А спецрейс на 100 персон? Или больше летать некуда? Деньги казенные, не жалко, что ли?
А все для того, чтобы пленить четверых «гражданских», среди которых — одна женщина. Кстати сказать, хорошие национальные костюмы пошивала, красивые.
Ну, уворовали у государства, нехорошие такие. Тогда уж давайте будем последовательны и всех, кто нарушил заповедь божию «Не укради!», посадим в узилище. И тогда в нашей стране останется очень мало свободных людей, которые будут метаться между тюрьмами, разнося передачки.
Или, к примеру, объявим мораторий на нарушение божьих заповедей со следующей пятницы. У самых больших воров изымем и все станем жить честно. Не будет такого никогда. Честность — это свойство личности, к несчастью, не самое распространенное. Как в той китайской сказке: «Дракон умер — да здравствует новый дракон». И не факт, что следующий будет лучше предыдущего. Просто надо честно признаться себе, что так называемая борьба с коррупцией до сих пор носила точечный характер.
Использовалась для того, чтобы подчистить место для новой креатуры. Других примеров, мы, к глубокому сожалению, не лицезрели.
Что же до нашего президента, то при всех его недостатках, он не вызывает резко отрицательных эмоций. Многие из тех, к кому я обращался за комментариями по поводу вышепоименованных событий сказали, что происходящее им глубоко фиолетово. Люди живут своей обычной жизнью, а некоторые даже не успевают смотреть новости. Да и по правде сказать, жизнь в нашей республике не настолько плоха, как может казаться на расстоянии. Хотя, несомненно, могла бы быть и много лучше.