Общество

Шейх Карадаги о Московской богословской Декларации

 25-26 мая в Москве прошла конференция "Исламская доктрина против радикализма" с участием крупных ученых исламского мира, на которой был принят итоговый документ, осуждающий радикализм. Данный документ получил название Московской Богословской декларации, которая однозначно осудила радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами, а также дала всестороннее толкование понятиям джихад (усердие на пути Всевышнего), халифат (историко-теологическая концепция исламской государственности), и такфир (обвинение в неверии и выходе из ислама) как наиболее часто становящимся предметом политических спекуляций.

 Своей оценкой относительно прошедшего мероприятия с ИА IslamNews поделился один из разработчиков декларации - генеральный секретарь Международного совета мусульманских ученых (МСМУ), шейх Али аль-Карадаги:

 – На мой взгляд, основное преимущество этой декларации – достижение баланса между содержащимися в ней положениями, чему, кстати, в МСМУ уделяют большое внимание. Под балансом имеется в виду то, что мы не столько упрекаем молодежь, сколько обращаемся к причинам радикализма и других крайностей. В частности, мы говорим, что большая роль в радикализации молодежи принадлежит деспотичным арабским режимам, агрессивной политике сионизма и США, которые подвергают молодых людей жестоким преследованиям и пыткам. Тирания и отсутствие свободы стали питательной средой для формирования радикальных убеждений и взглядов. Мы подвергли критике эти негативные проявления, заявив, что для настоящей борьбы с ними необходима атмосфера свободы. Сейчас в некоторых странах произошли преобразования, которые были достигнуты мирным путем. Проект тирании не привел к успеху, не дал никаких результатов после 50 лет кровопролития и подавлений. Вместе с тем мы призывали молодежь вернуться к пути Божьего посланника (мир ему и благословение Всевышнего), который был ниспослан "как милость для миров" и "благо". Его послание является благом, истиной, мудростью, приносит пользу и выгоду обществу. Отклонение от этого божественного пути недопустимо.


Что касается названия документа, то изначально Международный совет мусульманских ученых рассматривал его именно как декларацию. Ведь фетва в исламе предполагает прохождение многочисленных редакций, использование сухой формализованной юридической терминологии. Слава Всевышнему, все присутствующие на форуме согласились с этим мнением.

Декларация же, в отличие от фетвы, носит гораздо более широкий и всеобъемлющий характер. Эта декларация содержит призыв молодежи к диалогу, призыв власти к предоставлению дополнительных возможностей деятельности, призыв религиозных организаций к реформам, обновлению своих программ и методов, к большей открытости по отношению к молодому поколению. Муфтии и ученые не должны издавать фетвы, закрывшись в своих домах и рабочих кабинетах. Чтобы заслужить уважение молодежи необходимо любить ее и быть близкой к ней. Удаленность от молодежи и издание фетв против нее не найдет поддержки у молодого поколения. Мы должны изменить ситуацию, достичь единения и взаимопонимания между учеными и молодежью. В своем выступлении на форуме я упомянул, что подавляющая часть официальных религиозных деятелей на самом деле очень далеки от молодежи, а их поведение не соответствует занимаемому положению. Муфтий должен являть собой пример веры, знания, богобоязненности и искренности, добродетели и пр. Из-за этого несоответствия молодежь вынуждена искать фетвы за рамками официальных религиозных кругов, обращаться к тем, кто вызывает большее доверие, как к источнику права в последней инстанции. Скажем, ученые, живущие в Персидском заливе и не зная об истинном положении вещей в других регионах, не должны издавать соответствующие фетвы. По мнению Ибн аль-Кайима со ссылкой на представителей ранних поколений (мусульман), фетва может издаваться только учеными, живущими на данной территории, или теми, кто владеет ситуацией так же хорошо, как и коренное население. Скажем я, как житель Катара, не могу вынести фетву по какой-то внутрироссийской проблеме, не зная особенностей этой страны, не прибегая к мнению местных ученых. К сожалению, многие пренебрегают этой истиной, причем как представители молодого поколения, так и религиозные круги, что приводит к расколу и маргинализации обеих сторон.

Религиозные структуры нуждаются в реформировании, в частности, модернизации программ, методик, учебных заведений, чтобы преодолеть разрыв между фундаментальными основами и современностью, между проверенным старым и полезным новым. Мы не должны зацикливаться только на прошлом. Ученые и праведники всецело жили на основе Корана и сунны. Однако когда появилась греческая философия, они ответили на нее созданием новой науки – калама. Равно как и появление современных прикладных наук также стало ответом на вызовы времени. Мы нуждаемся в современной науке, позволяющей нашим ученым отвечать требованиям времени, быть неотрывными от молодежи, хорошо понимать ее чаяния и менталитет.

Автор: Научно-просветительский центр Аль-Васатыйа - умеренность

Комментарии 4

  • Уважаемый шейх Карадаги! А теперь мы с нетерпением ждем "мероприятия" (с ваших же слов) о недопустимости радикализма и экстремизма в отношении к мирному населению и так называемых "нелояльных власти" в демократическом государстве.
    (-245)
    11 июня'2012 в 00:46
    • Интересно, как они планируют убрать "причины радикализма и других крайностей"? Каким методом? С кого будут брать пример? Без этих решений вся их встреча просто пустое времяпрепровождение. И, несмотря на то, что здесь шейх говорит о Декларации, а не о фетве (в новостях уже прошла информация именно о фетве, как шариатское решение), кажется мне, будет у нас в России использоваться именно вариант шариатского решения, будут тыкать в него и с его помощью клеймить мусульман, занимающих активную позицию в вопросе распространения религии Аллаха...еще один способ борьбы с исламом...
      11 июня'2012 в 04:26
      • сестра Наталья, уберут "причины радикализма и других крайностей" с помощью своего радикализма и терроризма или попытаются привлечь внимание к себе с помощью этого документа.
        11 июня'2012 в 18:02
        • "Однако когда появилась греческая философия, они ответили на нее созданием новой науки – калама." - сказал генеральный секретарь Международного совета мусульманских ученых (МСМУ), шейх Али аль-Карадаги. Поэтому с французским словом "Декларация" оставили тет-а-тет именно русскоязычных мусульман: Декларация (фр. declaration — заявление) — 1) в конституционном праве название политико-юридических актов, имеющее целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства (напр., Декларация о государственном суверенитете РСФСР, Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР[1]). Специфической чертой декларации как нормативно-правового акта является общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного регулирования; 2) в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели.

          С такими торжественными заявлениями, в которые не менее торжественно впихнули пару тонн ДЕМАГОГИИ* в переводе с арабского, о доверии к Международному совету мусульманских ученых (МСМУ)и речи быть не может.

          * - Примечание. Кстати, с греческого, Демагогия (др.-греч. δημαγωγία «руководство народом; заискивание у народа») — набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону. Чаще всего применяется для достижения политических целей, в рекламе и пропаганде.

          Ну, что же, а теперь еще и в Декларации. Возьмем это на вооружение.
          (-163)
          11 июня'2012 в 23:26