У Европы и Ислама давняя история отношений. Были конфликты, но было и колоссальное сотрудничество. Более того, именно мусульмане, их интеллектуальные и духовные достижения стали одним из ключевых, если не основных, факторов наступления эпохи Возрождения.
Что послужило толчком Возрождения?
Из учебников истории все знают, что феодальная Европа возникла не из античной культуры, а из христианской культуры, полностью отрицавшей прежнее наследие Рима и Греции, считая его языческим. Однако, вместе с религиями римского и греческого обществ, обновленная христианская Европа полностью отказалась от античного интеллектуального и научного наследия. В итоге средневековая Европа погрузилась во тьму невежества, тотальной неграмотности и дикости. И подобное мрачное состояние европейского общества продолжалось на протяжении нескольких веков.
Но что же, в таком случае, послужило толчком для выхода европейского общества из этого мрака к свету научного и культурного Ренессанса (Возрождения)? Как мы уже говорили, данный толчок и стимул к преодолению вековой отсталости и невежества для Европы никак не мог исходить от античного научного и культурного наследия. Поскольку к тому времени, когда Европа утопала в крови междоусобных войн, задыхалась в дыму костров инквизиции, на которых сжигали невинных девушек и ученых по самым нелепым и диким обвинениям, античное наследие для западных стран казалось уже потерянным навсегда.
Спасителем Европы, как ни странно, выступила именно та сила, которая сегодня представляется всеми СМИ и политиками, как смертный враг «цивилизованного Запада» - исламский мир. Блистательные цивилизации Андалусии, Сицилии, Северной Африки и Ближнего Востока, по образному выражению самих западных ученых, явились для мрачной средневековой Европы спасительными «маяками света».
В то время, как Средние века в европейской культуре ассоциируются со всем самым мрачным, диким, варварским и отсталым, эти же Средние века для мусульманского мира являлись периодом наивысшего подъема и расцвета исламской цивилизации. В течение нескольких столетий, соответствующих европейскому средневековью, мусульманские столицы – Багдад, Кордова, Толедо, Александрия, Кайруан и другие города – являлись интеллектуальными центрами всего мира. Эти города были средоточиями огромных сообществ ученых, переводчиков, писцов и книгоиздателей, занимающихся развитием мусульманской науки, изучением наследия прежних цивилизаций и его переосмыслением в рамках исламских традиций.
Мусульмане, которые породили невероятно мощную интеллектуальную цивилизацию, вызывали восхищение соседних народов. Желание прикоснуться к мусульманским культурным, научным, интеллектуальным, духовным и материальным сокровищам в среде европейцев было повсеместным. Знакомство и освоение мусульманского наследия европейцами началось, в первую очередь, в приграничных областях, где соприкасались западный и мусульманский миры – в Андалусии, Южной Франции и Италии, а также на Ближнем Востоке во время Крестовых походов.
Этот процесс культурного и научного обмена между мусульманами и европейцами нарастал и развивался непрерывно в течение нескольких веков. На заре Ренессанса, христианская Европа носила восточные одежды, пела арабские песни и читала философские произведения испанских мусульман.
Тема о том, насколько глубокое влияние оказала мусульманская цивилизация на средневековую Европу – достаточно широко раскрытая. Оттого остановимся здесь только на ее некоторых, наиболее интересных аспектах.
Создатель и спаситель Европы
«Это история о том, как мусульмане научили Европу жить и думать. Это история о том, как Ислам создал современный мир», - пишет о том периоде писатель и лауреат премии Эдгара Марк Грэхэм. По его словам, не будь того мусульманского влияния на Европу, то западной цивилизации, какой мы ее знаем, возможно, вообще, не существовало бы.
В своей книге, которая так и называется «Как Ислам создал современный мир», он обстоятельно и аргументировано разъясняет, как мусульмане не только сформировали собственные научные школы и новые дисциплины, не только сохранили античное интеллектуальное и научное наследие, значительно их развили, расширили и углубили. Но и то, как это мусульманское наследие создало тот мир, который мы сегодня воспринимаем, как исключительно западный.
Этой же теме посвящена и книга «Что Ислам сделал для нас? Осознание исламского вклада в западную цивилизацию» ирландского автора Тима Уоллеса-Мэрфи. В ней автор раскрывает всю широту и глубину мусульманского вклада в развитие западной цивилизации в сфере образования и, практически, всех известных сегодня наук.
Только передача Европе арабских цифр и системы счета привели к перевороту в познаниях европейцев в математике, алгебре, геометрии, на основе которых получили дальнейшее развитие система преподавания, архитектура, торговля, экономика и последующее процветание всей Европы. Кроме того, мусульмане познакомили Европу с принципами религиозной терпимости, уважения к учебе и знаниям, традициями рыцарства и братства.
Мусульманские мыслители, поэты и ученые, по словам Грэхэма, заложили основу для европейского Ренессанса. Он приводит примеры того, как философские концепции мусульманских ученых, как например, андалусского философа ибн Рушда (Аверроэса) проникали в европейские университеты, оспаривали и опровергали ошибочные и косные догматы ортодоксальной церкви, пробивали путь научным методам в европейском обществе.
Грэхэм указывает на конкретные заимствования Данте в его «Божественной комедии» из произведений великого андалусского автора ибн Араби. Он вскрывает огромную роль в данном мусульманском влиянии на Данте его наставника Брунетто Латини. Латини долгое время обучался в библиотеке испанского города Толедо, где, даже после христианской реконкисты сохранялась та же интеллектуальная и культурная атмосфера, что и при мусульманском правлении.
Далее в своей книге Грэхэм показывает еще один значимый исторический факт, за который Европа навсегда останется перед мусульманами в неоплатном долгу. Речь идет о том, что в 1260 году мусульмане стали той силой, которая встала на пути монгольских полчищ в Европу. Тогда египетские мамлюки наголову разбили монголов при Айн Джалут в Палестине и, фактически, спасли Европу от разорения и уничтожения.
Это нежданное избавление от смертельной угрозы, которое мусульмане даровали Европе, Грэхэм называет еще одним «даром», которое исламский мир преподнес западному миру после «другого великого дара Ислама – знания».
Несмотря на то, что все ведущие эксперты и политики разглагольствуют о неизбежности столкновения мусульманской и западной цивилизаций, Грэхэм не только позволяет себе смелые заявления об определяющей роли мусульманской цивилизации в формировании Европы. Но и утверждает, что мусульманская и западная цивилизации возникли из одних и тех же интеллектуальных и духовных корней. По сути, Запад и Ислам, на его взгляд, можно рассматривать просто как разные стороны одной цивилизации.
Забытый мусульманский Ренессанс
О том, что именно мусульманская цивилизация явилась той силой, которая сохранила для Европы античные знания, подарила собственное научное и духовное наследие и подтолкнула к Ренессансу пишет и другой автор – Джордж Салиба в своей книге «Исламская наука и вызревание европейского Ренессанса». Его исследование вызвало настолько глубокий интерес в Европе, что автора приглашали с серией лекций по данной теме в многочисленные университетские и исследовательские центры.
В числе авторов, разрабатывающих эту тему, стоит также назвать профессора Чарльза Бернетта, который отслеживал влияние арабских научных трактатов и переводов на европейское общество, выявлял мусульманские корни возрождения наук в Европе. Бернетт, вообще, заявляет о том, что влияние мусульманского научного и культурного влияния на Европу было настолько глубоким, что фактически сформировало на европейском континенте новое общество и даже подготовило общественные и экономические условия для зарождения капитализма.
Что же касается самого Ренессанса, то американский автор Чарльз Хаскинс предлагает увидеть в истории не один Ренессанс, не одну эпоху Возрождения, а несколько. Он выделяет Ренессанс 12 века, который был вызван знакомством с мусульманской системой образования и наукой. Ренессанс 15 века, вызванный возвращением в искусство, архитектуру и литературу античных стандартов, которые, опять-таки, были сохранены для Европы мусульманами. Ренессанс 16 и 17 веков, по словам Хаскинса, снова были вызваны к жизни мусульманскими научными достижениями в области астрономии, когда под мусульманским влиянием формировались научные концепции Галилео и Коперника, полностью перевернувшие все миропредставление европейцев
Чарльз Бернетт настойчиво убеждает своих западных коллег начать полную переоценку европейского возрождения с учетом невероятного влияния, которое на него оказали мусульмане. Ведь, как ни странно, даже в западной академической среде данный факт полностью вытравлен из сознания ученых.
Этот процесс вытравления всех следов мусульманского влияния начался с тех пор, как европейцы, перенявшие все мусульманское научное наследие, сами превратились во влиятельную силу, развернули агрессивное вооруженное наступление против своего недавнего учителя, наставника и отца-прародителя. Европейская церковь и правители сделали все для того, чтобы представить в истории европейское возрождение исключительно как собственное порождение, исключительно европейское явление, не имеющего ничего общего с иными цивилизациями ни в прошлом, ни в настоящем.
Уже цитировавшийся в данной статье Уоллес-Мэрфи заключает в последней главе своей книги: «Даже краткое исследование истории показывает, что европейская культура в долгу перед мусульманским миром. И этот долг огромен и неоценим. Мусульманские ученые сохранили и укрепили знания Древней Греции, заложили основы современной науки, медицины, астрономии и навигации, вдохновили нас на наши культурные достижения. Это долг перед мусульманским миром, вряд ли когда-нибудь можно будет погасить полностью. Однако, при этом мы отблагодарили мусульман веками недоверия, жестокости, Крестовых походов, имперских колонизаций и эксплуатации мусульманских народов».
Не бывает ничего на пустом месте.
Если вдруг произошёл скачок, начиная с 13 века, то, значит, были тому предпосылки и условия.
"Невежественное Средневековье", будучи всё ж наследником античной научной мысли и всего такого хорошего, накопило гигансткий практический опыт. Который надо было всего лишь обобщить и теоретизировать...
Говорят вот, что такой "пустячёк", как изобретение подковы и хомута, имело громадное значение для развития всей дальнейщей истории, не говоря уж обработке металла и развитии с/х...
Если было в какую-то давнюю пору, 9-10 век, в мусульманском мире благоприятные условия для развития знания, причём и здесь без языческого, античного, наследия не обошлось, и происходило всё в основном на стыке двух цивилизаций,христианской и исламской, то потом они, условия, утратились безвозвратно... Возрождение Европейское началось тогда, когда ислам уж 200 лет как скатился в тьму невежества... И до сих пор наверное?
"Баджаля ибн ‘Абада рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убивать каждого колдуна и колдунью, и мы казнили троих”. Ахмад 1/190, Абу ‘Убайд 1/35. Иснад достоверный."
http://tver.kp.ru/online/news/1040829/
Интересно, как отнестись вот к монгольскому игу? Славянское сопротивление спасало Европу или нет?
А сопротивление народов Средней Азии?
Очень много граней во всяких исторических моментах, обычно трагических, но победных. Опосля.
Возможно, для развития европейской науки гораздо больше превнесли, например, китайцы а не арабы.
Вообще, дарования отдельное взятого человека должныт быть на пользу всем. Как Промысел Всевышнего о всём мире и всех людях.
Но надо ли выстраивать на этом идеологию?
"..Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира...."
Я ничего не скажу против исламских ученых. Слава Богу, что они были.
Но в Средневековой Европе была нужные условия,для развития, в т.ч. достаточная свобода.
Как только свободы нет - не может быть и развития.
Вот посмотрите, в постсоветском пространстве наука загибается. Только пенсы и тётки детные наверное остались. Молодёжи очень мало. И гос-во как бы не заинтересовано, и бизнес. Уже во тьме. Почва киснет...
Давайте, идите туда. :)
Вам конечно поздно, коль советское время помните, пусть тады дети хоть учатся.
Про разжеванность и раплывчатость - это я назло.
Извиняйте.
Факты есть?
Кого преследовали?
За Коперника покаялись уж. Слишком сложно оказалось менять модель.
Но это уже в любом случае период Возрождения.
Кого ещё? Что?
Зато сколько новых моделей.
А у вас?
Никого не преследовали?
В античности этот дух отсутствовал, если, за отказ принести жертвы богам, убивали...
В Средние Века тем более. Метафизика, которая пыталась объянить Божественное, служила центром всех доругих наук. Знания Средневековья - из монастырей.
Эмпиризм разве атеистичен? В смысле познание посредством опыта? Ислам же всегда вроде за рационализм? Нет?
В Европе, России, везде - дух не атеизма, а антихриста...
А наука, что исламская, сто христианская, а также языческая, подчиняется каким-то своим закономерностям...
Даже не касаясь трактатов.
Остались фортификационные сооружения и другие. Уже по ним видно, что инженерия и техника тогдашняя была на высоком уровне. Если умели рассчитывать и прогнозировать, уже много...
Все великие учёные Средневековья и Возрождения связаны с церковью...
Вообще, как показывает опыт великих астрономов Возрождения, давление религиозных деятелей, далеко не специалистов в отдельных областях знания, может быть вредным.
Какая разница, является ли профессионал в той или иной области верующим или нет? Какая разница, какой он религии. Он должен быстро и правильно соображать и хорошо знать своё дело. И атеисты нравственны. Совесть, глас Божий, у все есть.
В чём у вас "идеологический консенсус" заключается?
По мне уж слово "идеологический" по смыслу заключает в описываемом явлении вред и принуждение...
К тому же мистика разная бывает, например, оккультная...
Совесть это одно. А сверхэго - это ёе отсутствие. Разве нет?
Про сверхэго вы меня таки пугаете... :)
Хоть разовьюсь с умными людьми.
А как вы сравняли исламский "консенсус" с диалектикой Гераклита конечно интересно...
Покажите мне на пальцах совесть и сверхэго. На примерах. Вот этот сделал так-то - проявление совестливости, а тот этак - сверхэго (эгоизм что-ли?). Эгоизм бывает и здоровый - это, типа съесть последний кусок хлеба одному. Или страшиться оказать помощь тонущему в полынье или болоте, ибо опасно. Нормально? А потом сочувствовать, обливаясь слезами, голодному или утонувшему. Как бы получается присутствие совести в её отсутсвие. Или что?
Антимораль. Например, рассуждения гинеколога, вот я буду лучше делать аборты ибо эти бабы всё равно пойдут и сделают подпольно. А так их здоровье будет сохранено и мне прибыток...
Можно сочинить нечто подобное для блудника, пьяницы и пр.
Ну? Что и как?
Еще есть история солдата, котрый шел мимо горящего детского сада, где бегали плачущие дети. Но им, солдатам, было приказано передвигаться куда-то быстро... Он всю жизнь жалел, что не остановился и не увёл их...
Зачем что-то порождать морали, если праведность и грех бок о бок существуют.
Аллах знал, что выберет Адама.
Но Адам-то не знал, ему пришлось выбрать...
Вы каждый раз что-то выбираете, может быть, из тысяч возможностей. Аллах знает, что и как с вами будет, но вы - нет. Вы решаете сами за себя. Решаете свою участь.
Надо пытаться что-то совершать. Кто не пытается и не делает - тот луквый и ленивый раб.
Если делать что-то благое, даже сверх сил, то может дана быть и помощь свыше.
Всё иудейское войско стояло в ужаесе перед великаном Джалутом. А юный пастух Дауд взял и зашиб его камнем... Наверное ему тоже было страшно, но он решился, надеясь на помощь Божию.
Без рефлексии не обойдёмся.
Исполнение Закона на внешнем уровне - самая первая стадия Единобожия, низшая.
Потому что никто не знает где предел его сил и возможностей.
Среди них я обнаружил беременную женщину, родившую ребёнка из-за вызванного бомбой шока. Ребёнок издал свой первый здоровый крик из-под её обожжённого тела. Я выражаю надежду, что такая ужасная сцена никогда не повторится.
Около военных бараков был расположен детский сад. Детский сад был охвачен огнём, и я видел семь или восемь детей, бегавших тут и там в поисках помощи. Я покинул то место ради выполнения своих обязанностей военного, не оказав детям помощи. Даже сейчас, через сорок лет после окончания войны, я спрашиваю себя, почему я не помог им в то время?
Ныне я выражаю надежду, что люди по всему миру будут бороться за установление мира, поэтому столь скорбная и ужасная история Хиросимы и Нагасаки никогда больше не повториться.
Я, один из хибакуся, страдаю от травмы головы. Но я живу каждый день, стараясь изо всех сил поддерживать здоровье"
Можно долго искать силу, заклятия всякие, чудодейственные мантры и молитвы, тайные знания и пр. И на этом пути сгинуть в вечности.
Всё это противозаконно. Как без спросу куда-то влезть.
Можно силу и мудрость получить забесплатно.
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".
Или по-народному: бодливой козе Бог рогов не даёт.
Как это Бог не делает выбора?
Псалом 138 Давида:
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
Книга пророка Иеремии:
5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
Послание к Галатам Святого Апостола Павла:
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил..
Книга пророка Исаии:
1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое..
Вас тоже для чего-то родили.
Писание сообщает про такие падения и какая кара за этим последовала. О том, что было дальше.
Как было так и сейчас есть.
Я смотрю вот, чуждый здесь человек, как ваши единоверцы порой на одно утверждение вашего Пророка противопоставляете три других его же утверждения. Продолжают спор с Богом.
Мы тоже не особо отличаемся в этом смысле.
Непокорство, злоба и собственное законничество.
Дефектоклонирование у меня внутри, в крови. Я хоть об этом знаю и пытаюсь пресекать. А сколько таких, которые об этом даже не догадываются?