Общество

Адель аль-Фалях о Московской богословской Декларации: «Это есть разъяснение людям»

Прошедшая в Москве Конференция «Исламская доктрина против радикализма» имеет огромное значение, как для мусульманской общины России, так и для всего остального населения. На этой Конференции состоялись очень глубокие дискуссии и обсуждения по ключевым вопросам развития мусульманского сообщества страны.

 Тот документ, принятием которого завершилась Конференция, имеет характер расширенной фетвы, для которой более подходят такие термины, как «декларация», «разъяснение». Это устоявшиеся в исламском богословии коранические термины, как о том говорит Сам Всевышний в Своей Книге в суре «Семейство Имрана»: «Это есть разъяснение людям, верное руководство и назидание для богобоязненных».

Они несут в себе смысл более широкого и фундаментального разъяснения шариатских положений, нежели просто единичная фетва. Поскольку фетва касается отдельных случаев и ситуаций в жизни мусульманина, причем на ограниченном отрезке времени. Кроме того, отдельная фетва по частному вопросу может меняться с изменением той ситуации, которой она касалась или с истечением времени.

Что же касается того широкого разъяснения, той декларации, которая была принята нами на Конференции, то она раскрывает верующим фундаментальные основы и принципы, изложенные в Коране и Сунне относительно того, как должны понимать мусульмане те вопросы, которые были вынесены на обсуждение.

Это основы Шариата, это методология исламского фикха в вопросах джихада, такфира и халифата, а также в вопросах проявления дружелюбия, мирного сосуществования с представителями других религий. Эти фундаментальные основы исламской религии не подвержены изменениям с истечением времени и изменением той или иной общественной ситуации, как это имеет место в случае с отдельной фетвой по частному вопросу жизни мусульман.

В этих фундаментальных принципах, которые изложены нами в Декларации нет никакого разногласия между исламскими учеными, по ним со стороны мусульманских правоведов существует единодушное согласие, или «Иджма», говоря языком исламского богословия. Оттого, принятый на Конференции итоговый документ, вне всякого сомнения, намного фундаментальнее, серьезнее и выше отдельной фетвы, ограниченной временными, географическими рамками и рамками отдельной социальной или политической ситуации.

Таким образом, данная Декларация отражает обязательные для следования со стороны верующих шариатские принципы. Опять-таки, в отличие от отдельной фетвы, следование которой для каждого мусульманина является добровольным, но не обязательным делом.

Данная Декларация является ясным и недвусмысленным разъяснением коранических принципов, в отношении которых не существует разногласия между учеными. Она адресована той мусульманской молодежи, которая увлеклась радикальными толкованиями правовых положений ислама, впадает в крайности и встает на путь терроризма.

Это ясный и неопровержимый шариатский довод, отличающийся полнотой охвата проблем, с которыми столкнулось сегодня российское мусульманское сообщество. Он отличается неоспоримостью в силу своей опоры на коранические положения и единогласного согласия с ним всех исламских ученых.

Первый заместитель Министра по делам ислама и вакфов Государства Кувейт, президент Международного Центра «Аль-Васатыйя», доктор Адель аль-Фалях

Комментарии 4

  • Для тех кто разумеет, слова Аллаха:

    «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться за хукмом к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение». (Сура «ан-Ниса» 60 аят).

    «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими». (Сура «аль-Маида» 44 аят).

    «Скажи: “Неужели я пожелаю иного судью помимо Аллаха, в то время как Он ниспослал вам Писание, подробно разъяснив его?” Те, кому Мы даровали Писание, знают, что оно ниспослано от твоего Господа во истине. Посему не будь в числе сомневающихся». (Сура «аль-Ан’ам» 114 аят).

    «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов. Он Слышащий, Знающий». (Сура «аль-Ан’ам» 115 аят).

    «Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Сура «аль-Маида» 50 аят).
    (85)
    4 июня'2012 в 17:25
    • Ayvoo, какое отношение сие аяты имеют к данной теме? потрудитесь разъяснить пожалуйста.
      (244)
      4 июня'2012 в 19:21
      • Меня брат смутил вот этот пункт
        15. Необходимо уважать законы страны, в которой живут мусульмане, руководствоваться этими законами, СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ, учитывая тот факт, что эти законы укрепляют такие ценности, как справедливость, человеческое достоинство, уважение человека.
        Как можно уважать куфр??? понятно дело я не призываю к убийству, насилию и т.д., с некоторыми положениями этой декларации я согласен, но Аллах велел нам не веровать в тагут, отстраняться и ненавидить его, без чего Таухид человека не будет полноценным. На счет такфира. Например человек делает большой ширк, до него доносится, что то что делает это куфр, если он не принимает довод и продолжает совершать это, то ему выносится такфир и предостерегают от него людей и не обязательно привелкать сюда алимов, чтоб они выносили такфир. К алимам обращаются по более тонким вопросам такфира, но никак при явном куфре. Аллаху 'алим.
        З.Ы. мне следовало еще в первом комментарии обозначить свои претензии:) БаракАллаху фикум

        (85)
        4 июня'2012 в 21:07
        • 8. Такфир является исключительным правом Всевышнего Аллаха, хвала ему! Ни один человек, даже если он является муджтахидом, обладающим знанием и специалистом по части призыва к исламу, не может выдвигать такфир, готовить и выдвигать аргументы против кого-либо.

          это слова крайних мурджиитов, которые никому такфир не выносят, даже если человек стоит у могилы Бадауи, обращаясь к нему с дуа.
          (85)
          4 июня'2012 в 21:11