На прошлой неделе Тверской областной суд вынес приговоры в отношении десяти членов бандгруппы, которая, по версии следствия, стоит за подрывом поезда "Невский экспресс" в ноябре 2009 года. Сроки, как и ожидалось, даны впечатляющие, в том числе четверым пожизненные. В Верховный суд РФ уже поданы кассационные жалобы на это решение. Правозащитники в очередной раз собрали пресс-конференцию, выражая сомнение в виновности подсудимых и вообще в том, а был ли теракт на самом деле (есть версия, что тогда произошла техногенная катастрофа).
Все это уже много обсуждалось. Самое неожиданное стало то, что, помимо хранения взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов в своих домах, связях с террористами на Северном Кавказе, обвинение инкриминирует подсудимым участие в движении "Братья-мусульмане". На фоне событий на Ближнем Востоке такой поворот событий придает нашему сугубо внутри российскому делу международный геополитический характер.
Крушение "Невского экспресса" унесло жизни 27 человек, еще одна пострадавшая скончалась в больнице в январе 2010 года, таким образом, общее число жертв подрыва достигло 28. Более 150 пассажиров получили ранения.
Стоит отметить, что "Невский экспресс" взрывали и ранее. 13 августа 2007 года от сработавшего на его пути взрывного устройства пострадали 60 человек. По первому делу о подрыве были также осуждены двое кавказцев. При этом суд оправдал их по основному пункту обвинения - в непосредственном подрыве экспресса, они получили 10 и 4 года лишения свободы соответственно за незаконное хранение взрывчатых веществ. Наказание одному из них было назначено по совокупности преступлений, так как суд также признал его виновным в разбое.
Что за таинственная "террористическая группировка "Братья-мусульмане" отправила ингушей взрывать российский поезд, не уточняется. Из открытых источников нельзя понять, имеется ли в виду крупнейшее международное исламское общественно-политическое движение, какая-то кавказская группировка с аналогичным названием, или вообще речь идет об использовании силовиками расхожего выражения для обозначения подсудимых в совокупности. Единственное СМИ, которое прямо указало, что российский суд обвинил египетских "Братьев-мусульман" в громком подрыве поезда, в результате которого, кстати, погибли крупные чиновники и бизнесмены, было ВВС.
В пользу того, что подразумевается именно международная организация, говорит и то, что она у нас в России официально внесена в список террористических и запрещенных, соответственно, принадлежность к ней карается законом. А это как раз то, что вменялось в вину осужденным на "Невский экспресс".
С другой стороны, судя по информации, которая предоставлена следствием в прессу, складывается впечатление, что речь все-таки идет о некоей доморощенной кавказской группировке, которую силовики сами для удобства не долго думая собирательно обозначили как "Братья-мусульмане". Точно также несколько лет назад в Казани и других городах Поволжья судили членов неких банд с одним названием - "Исламский джамаат".
В принципе, что "братьями-мусульманами", что "исламским джамаатом" можно назвать любую группу мусульман (в том числе этнических, далеких от религии), т.к., согласно Исламу, все его последователи – братья, и все они – один джамаат (т.е. община, сообщество). Так что, возможно, серьезное осложнение на международном уровне тверские следаки спровоцировали просто по недальновидности.
Все дело в том, что "Братья-мусульмане" – известная и крупнейшая исламская общественно-политическая сила во многих арабских (и не арабских тоже) умеренно политического толка со столетней историей. В ходе Арабской весны ее позиции беспрецедентно укрепились. Их партия победила на выборах и, скорее всего, представитель "Братьев" станет в конце месяца президентом Египта – основного арабского государства. Кроме того, ихваны только за последнее время пришли к власти в Тунисе, одержали верх в борьбе за парламент в Марокко, Кувейта, влиятельны в Ливии, вообще они входят в правительства и законодательные собрания многих стран.
Москве, которая совершенно опрометчиво и непонятно на каких основаниях внесла "Ихван уль-муслимин" в список террористических организаций несколько лет назад (при этом принимая на высшем уровне ХАМАС – палестинских "ихванов"), такой скандал абсолютно не нужен. Власти не знают, как выйти из сложившейся ситуации, чтобы срочно налаживать отношения с новой арабской элитой, поэтому любые дополнительные осложнения тут крайне вредны. Наш МИД уже заявил, что поддерживает связи с политическим крылом "братьев", Партией свободы и справедливости, несмотря на запрет, а тут вдруг такое черное пятно.
Обсуждать же всерьез возможную причастность "Ихван уль-муслимин" к событиям в Тверской области в 2009 г. – просто абсурдно. Организация известна своей приверженностью политическим и социальным методам, своей принципиальной антиэкстремистской позицией и умеренностью. В том числе поэтому северокавказские "лесные" никогда не станут сами себя так называть – на своих сайтах они ведут жесткую идеологическую борьбу с "ихванами", справедливо видя в них главных своих оппонентов.
"Братья" всегда выступали за близкое сотрудничество с Москвой и не вмешивались в наши внутренние дела, не участвовали и не пытались в событиях на Северном Кавказе, кроме как по гуманитарной и благотворительной линии, и то не активно.
Кстати, Юсуф аль-Карадави, глава Международного союза улемов, считающийся духовным гуру "Братьев", полтора года назад вынес фетву (богословско-правовое заключение) о войне в Чечне, в которой призвал "лесных" сложить оружие. А на днях другие руководители МСУ, доктор Али аль-Карадаги и шейх Абдулла бин Байя, а также многие другие члены организации, посети Россию, где подписали Московскую Богословскую декларацию, в которой разъяснены болезненные для мусульман вопросы. Это стало крупным успехом нашей страны как на внутреннем, так и на внешнем фронте противодействия крайним настроениям.
Короче, говорить о том, как появились "братья-мусульмане" в деле "Невского экспресса", можно долго. Версий куча – от, скажем так, банального непрофиссионализма отдельных лиц до внешнего фактора.
Обнаружение "братьев-мусульман" в Тверской области льет воду на мельницу тех, кто пытается отстоять запрет 2003 г., наложенный на организацию в России. Они получают доказательства якобы ее террористического характера и, соответственно, верности своего решения, о важности отмены которого вопрос стоит на самом верху.
Но больше всех выигрывают от всего этого те, кто категорически не заинтересован в развитии отношений Москвы с исламским, арабским миром, в налаживании нашего партнерства с новой арабской происламской элитой, приходящей к власти на волне Арабской весны на смену прежней коррумпированной бюрократии и военным. Это, прежде всего, Израиль, да и Запад в целом, который сам активно вторгается в новое арабско-мусульманское политическое пространство.