О том, что могло стать причиной нападения на журналиста Сергея Асланяна мы поговорили с нашим гостем, Нафигуллой Ашировым, муфтием, председателем Духовного Управления мусульман Азиатской части России, сопредседателем Совета муфтиев России.
Кремер: Скажите, вы согласны с формулировкой, что это такая божья корректировка?
Аширов: Во-первых, божья корректировка людям неизвестна. Она может состояться и в этом мире, может состояться и в будущем мире, в который мы верим. Поэтому утверждать однозначно, что бог наказывает человека за его грехи в земной жизни, я думаю, что на земле не осталось бы ни одного человека, не наказанного богом и я думаю, что земля бы опустела, если бы за каждый грех Господь наказывал таким образом.
Кремер: А скажите, каким должно быть, на ваш взгляд, справедливое наказание для человека, оскорбившего пророка Мухаммеда?
Аширов: Во-первых, я думаю, что люди, которые оскорбляют религиозные чувства, будь то Иисуса Христа, или пророка Мухаммеда, или других пророков подобных Моисею, во-первых, это люди просто бессовестные, у которых нет ни совести, ни чести, ни веры. Потому что оскорблять религиозные чувства, будучи верующим, просто я себе такого не представлял. Вот как можно оскорбить Иисуса Христа, которого почитают христиане всего мира? Или как можно оскорбить Моисея, которого почитают иудеи в качестве своего пророка? И также я думаю, что аналогично нужно относиться и к святыням, и к святым людям других религий. Это и есть совместное сосуществование в мире, в спокойствии и без всяких конфликтов.
Кремер: Скажите, а каким должно быть тогда справедливое наказание для тех, кто напал на Сергея, если этот человек сделал это по религиозным мотивам?
Аширов: Я очень сильно сомневаюсь, что это сделано по религиозным мотивам. Потому что аналогичных случаев в Российской Федерации, в частности в Москве, когда убивают тех же таджиков, кавказцев, избивают просто бомжей, жгут их, сжигают, очень много. И поэтому связывать все это с религиозными чувствами и все это быстренько переводить стрелки на мусульман, я бы воздержался от этого, потому что вот именно эта тенденция она и разжигает межнациональную вражду.
Кремер: Безусловно. Но смотрите, сам Сергей сказал о том, что он слышал от нападавшего слова о том, что…
Аширов: Я думаю, что Сергей в этом случае говорит неправду. Почему? Потому что в первых его заявлениях, которые были опубликованы сразу же после нападения, этих слов не было. А сейчас он уже говорит о том, что он пострадал за христианскую веру. Я думаю, что снежный ком вот этих обвинений в адрес мусульман из его уст.
Фишман: Нет, это не он говорил, что он пострадал за христианскую веру. Это говорит участник репортажа, другой человек.
Аширов: Да-да. Эти люди, которые сейчас на этом инциденте будут накапливать какой-то политический капитал, или разжигать этот инцидент до мирового масштаба. Они, конечно сейчас будут упражняться в разного рода своих домыслах и причудах.
Кремер: Хорошо. А если допустить, что это такой неистовый человек, который решил отомстить ему за эти слова?
Аширов: Знаете, делать прогнозы - абсолютно неблагодарное занятие. Есть следствие, есть органы государственной власти, которые этим занимаются. Я думаю, что они изобличат этого человека, выведут его на чистую воду, покажут всем, посадят на скамью подсудимых, и будут судить. И тогда мы все узнаем, о чем говорим. И тогда, наверное, Асланяну и другим людям, которые сегодня переводят стрелки на мусульман, провоцируют междунациональный, тем более межрелигиозную вражду, будет, наверное, стыдно, я думаю.
Фишман: А вы верите, что будет найден нападавший, будет проведено следствие и, соответственно, будет поставлена точка в этом вопросе?
Аширов: В этом конечно есть некое сомнение, если учитывать, что совсем недавно буквально был зарезан мусульманский общественный деятель Метин Мехтиев, которому фактически отрезали голову, перерезали горло. Фактически. Многие сравнили это с ритуальным убийством. До сих пор никаких подозреваемых в этом деле тоже нет.
Фишман: И что касается оскорбления веры и чувств верующих. Насколько я понимаю, можно себе представить, что в мире ежедневно в адрес Христа, достается ему по полной, я уверен.
Аширов: Я думаю, что в адрес Христа ни один мусульманин никогда…
Фишман: Это может быть и ирония, это может быть и агрессия, разные бывают…
Аширов: Подождите. В адрес Христа ни один мусульманин никогда не выразится отрицательно, потому что это великий пророк, который пришел для того, чтобы принести людям свет истинной веры.
Фишман: Я совершенно не спорю с этим. Я на самом деле не договорил, вопрос недоформулировал. Например, кто-то что-то сказал, так вообще много всяких слов все время везде звучит. Просто если бы на эти слова не было обращено внимание, например, общественности, то, что сказал Асланян в эфире, то, возможно и самой коллизии не было бы. То есть, это всего лишь все-таки слова, не более того.
Аширов: Я думаю, что не так. Потому что слова материализуются в конкретные действия. Потому что, как минимум, Сергей Асланян бессовестный человек, потому что он позволил оскорбительное выражение в адрес великого пророка, которого почитают полтора миллиарда человек на земле. И сказать о том, что из грязи в князи, я бы, допустим, от таких слов в отношении кого-либо вообще воздержался бы.
Кремер: А вы ждете сейчас от него извинений?
Аширов: Я думаю, что это было бы достойно, если бы он извинился. Потому что все-таки оскорбление повисло в воздухе. Оскорбление жесточайшее и очень циничное оскорбление.
Фишман: А будете ли вы призывать, потому что, понятно что разные совершенно есть люди, и они разными руководствуются мотивами и вы, конечно, насколько я понимаю, глубоко осуждаете то, что произошло с самим Асланяном?
Аширов: Я вам сразу же вначале сказал - в любом случае это преступление, нападение на человека за что бы то ни было. Да, он бессовестный человек, он человек без чести, без совести, потому что он допустил оскорбление в адрес целых народов Российской Федерации, которые воевали в Великую Отечественную войну, и в гражданскую войну, и строили это государство, Москву строили. И оскорбить целую категорию, скажем, российских граждан по религиозному принципу - это и есть признак его бессовестности, бестактности, как минимум. Естественно, я не считаю, что он достоин смертной казни, убийства или побиения.
Кремер: Хорошо, а проучить бессовестного недостойного человека - это подвиг?
Аширов: Во-первых, я вам скажу, его можно проучить законными методами. Вы знаете, что мусульмане Татарстана подали на него жалобу в Генпрокуратуру? Я считаю, что вот это адекватный ответ, ответ цивилизованных людей, которые сегодня живут в цивилизованном государстве, по крайней мере, мы так считаем
Видео интервью вы можете посмотреть здесь