Политика

"У Мали только одна граница и других просто не существует"

Одной из самых горячих тем на медийном пространстве остается Республика Мали, где 22 марта военная хунта совершила государственный переворот. О сегодняшней ситуации в этой африканской стране рассказал "Голосу России" президент Высшего исламского совета Мали Махамуд Дико

Интервью у Махамуда Дико (Mahamoud Dicko) взял по телефону из Бамако наш корреспондент Игорь Язон.

- Ситуацию в Мали дестабилизируют некоторые известные всем события в стране. Но благодаря милости Аллаха и усилиям очень многих людей ситуация в стране постепенно нормализуется. Хотя, нужно признать, дело это очень трудное, тем не менее жизнь в стране возвращается в нормальное русло.

- То есть перспективы есть?

- Мы очень надеемся на то, что все успокоится. По крайней мере на юге страны, где усиливается взаимопонимание между людьми. Ответственные деятели садятся за стол переговоров для того, чтобы найти пути к стабильности. Что касается севера, то мы пытаемся помочь тем, кто оказался в бедственном положении в оккупированных районах. Надеемся, что, когда наше правительство заработает в полную силу, появятся условия для того, чтобы и там люди начали переговоры, с тем чтобы найти наилучшие решения проблем севера.

- Можете ли вы рассказать, в чем разница между подлинным исламом и радикальным исламом, исповедуемым террористическими группировками, очень активными на севере Мали.

- Есть только один ислам. Не существует жестокого или менее жестокого ислама. Бывают очень жестокие люди и люди мирные, добрые, но ислам один для всех. В нашей стране люди исповедуют ислам уже очень давно. И он тот же, что и многие века назад. В Мали были и существуют до настоящего времени общины, исповедущие другие религии. Но между мусульманами и этими общинами никогда не было вражды. И мы считаем, что эти отношения нужно оберегать, чтобы сохранить свободу вероисповедания для всех малийцев. Наша религия не противопоставляет себя другим религиям. Если вы правоверный мусульманин, то для вас не существует жестокого или нежестокого ислама. Есть только один ислам, и все.

- Тем не менее на севере Мали есть «Аль-Каида в исламском Магрибе», есть другие группировки, занимающиеся наркоторговлей, торговлей людьми, бандитизмом, а также пытающиеся навязать законы шариата всему Мали.

- Мы сожалеем о том, что происходит на севере Мали. Все это: наркоторговлю, похищение и торговлю людьми, мы только осуждаем. Нет в мире религии, которая не осуждала бы подобное, нет такой морали, которая это бы оправдывала. И мы все это осуждаем. Но на севере есть много пришлых людей, не малийцев. И чтобы противостоять им, нам нужно сильное государство. Если государство сильно и стабильно, то оно может добиться того, чтобы те, кто считает себя малийцами, остались и соблюдали законы нашей страны, а все пришлые ушли туда, откуда они к нам пришли.

- А что вы можете сказать о туарегах, ведь и они жили там, в Азаваде, веками?

- Если это малийские туареги, то они остаются малийскими гражданами, как и все остальные в стране. Могу сказать, что этот регион всегда условно назывался Азавад, но у туарегов там никогда не было своего королевства или чего-то подобного. Потом, на севере Мали живут не только туареги. Есть фулла, бозо, салана и многие другие этнические группы. А туареги представляют меньшинство, может быть, один процент или чуть больше от всего населения Мали. И у них такие же права и такие же обязанности, как у всех малийцев. Если у них есть какие-то особые требования, то это нормально. Но эти требования они должны положить на стол переговоров, с тем чтобы мы вместе с ними обсудили, что приемлемо для всех, а что нет.

- И туареги готовы к переговорам о своем будущем?

- Об этом нужно спросить самих туарегов. Если они малийцы, то они должны вести диалог. Ведь их восстания начались не сегодня, они происходили и раньше. Считаю, что все их проблемы все же нужно решать через переговоры. Думаю, что и на этот раз все завершится именно переговорами. Если они люди ответственные за себя и свой народ, то иного пути просто нет.

- Есть мнение о том, что единственное решение проблемы туарегов – предоставить им определенную автономию в рамках границ малийского государства.

- Нет, нет, у Мали только одна граница и других просто не существует. Так что нет и речи о какой-либо автономии. Даже среди самих туарегов далеко не все говорят об автономии. О самостоятельности туарегов говорят очень немногие, таких среди них меньше одной тысячи.

- Известно, что международное сообщество все же против независимости государства Азавад. Оно, напротив, выступает за сохранение границ малийского государства. Это то, что поможет вернуть стабильность и решать проблемы севера страны?

- Ну вот вы сами видите, что речи нет об автономии. Правда, туареги могут требовать культурной автономии в рамках единого государства, но это уже совсем другое дело.

- Поддерживаете ли вы связь с мусульманами России, ведь у нас проживает почти 30 миллионов мусульман?

- Нет, к сожалению, такая связь не налажена. Но мы надеемся, что при содействии посла России в Бамако, с которым у нас сложились хорошие отношения, однажды посетить Россию. Нам нужно установить связи с нашими братьями-мусульманами России. Мы к этому готовы и очень хотели бы. Вы знаете, что ислам это религия мира, толерантности, как и все другие большие религии. Это люди враждуют или воюют друг с другом, но ни одна религия - буддизм, ислам или христианство - их к этому не побуждает.

------------------

Тысячи жителей Мали днем 21 мая захватили президентский дворец в столице этой страны - городе Бамако, сообщает Agence France-Presse.

Главным требованием граждан является отставка временного президента Дионкунды Траоре, назначенного на эту должность под давлением мирового сообщества, отмечает Reuters. По мнению участников акции, Траоре, ранее работавшего спикером парламента, должен заменить капитан Амаду Саного - лидер революционеров, свергнувших в конце марта прежнее правительство страны.

При этом многие из протестующих недовольны тем, что Саного согласился уступить внешнему давлению и допустить назначение спикера на должность временного президента. Участники акции утверждают, что это решение идет вразрез с пожеланиями граждан страны.

Никаких беспорядков и бесчинств протестующие не устраивают. Военнослужащие, охраняющие президентский дворец, в происходящее не вмешиваются.

Автор: Игорь Язон
подписаться на канал
Комментарии 0