В июне 2009 президент Барак Обама назначил Фарах Пандит специальным представителем госсекретаря США по работе с исламскими сообществами. Госсекретарь США Хиллари Клинтон назначила Фарах Пандит главой нового отдела, который отвечает за налаживание отношений с мусульманами по всему миру. Ранее Фарах работала советником по связям с мусульманами в Госдепе, была также старшим советником заместителя госсекретаря по европейским и евразийским делам, работала в национальном совете безопасности координатором по политике Соединенных Штатов в отношении мусульман, принимала участие в проектах урегулирования в Ираке, Афганистане и Палестине. Она является выпускницей Флетчеровской школы права и дипломатии.
24 апреля 2012 Фарах Пандит дала интервью изданию Флетчеровской школы права и дипломатии и рассказала о том, как правительство Соединенных Штатов работает с мусульманскими сообществами по всему миру. Она прокомментировала многие вопросы, включая необходимость преодолеть восприятие в рамках “мы - они”, молодежные волнения, происходящее по всему миру, и что означает быть “предпринимательским дипломатом” в XXI столетии.
- Каковы ваши основные цели в работе специального представителя госсекретаря США по работе с исламскими сообществами?
- Прежде всего, необходимо отметить, что эта должность относительно новая. Необходимость в ней появилась после того, как в 2009 году президент Барак Обама во время выступления в Анкаре и в Каире обозначил развитие отношений с мусульманами как один из приоритетов своей политики. Он особо отметил необходимость того, чтобы все отделы правительства занялись налаживанием контактов с мусульманами, используя различные инструменты. Президент говорил об образовании, вовлечении женщин в участие в политической жизни страны, предпринимательстве, науке и технике.
Поэтому государственный секретарь Хиллари Клинтон поставила нам задачу разработать программы совершенно нового уровня. Конечно, существовали проекты, связанные с культурным обменом и образованием, но необходимо было создать что-то качественно новое. Таким новым проектом стала должность специального представителя. Сфера деятельности спецпредставителя сосредоточена главным образом на гражданском обществе. Все, что я делаю, ориентировано на общество. Моя деятельность также нацелена на сообщества людей моложе 30, потому что большинство мусульман в мире моложе 30. Мы действительно очень заинтересованы в этом поколении Facebook, поэтому ключевое значение имеет использование социальных сетей.
Необходимо выстроить взаимоотношения таким образом, чтобы не было разделения на «мы» и «они». Президент Барак Обама как-то сказал, что ислам - часть Запада. Он говорил о том, что фактически мусульмане - часть американской семьи, и все что мы делаем, должно быть направлено на преодоление разделения на «своих» и «чужих». Это очень важный момент.
Мусульмане составляют одну четверть человечества, это 1.6 миллиарда человек, большинство которых моложе 30. Поэтому мы стремимся узнать больше об этом сообществе, и не только в условиях кризиса для выстраивания обоюдовыгодных взаимоотношений.
Таким образом, три главных цели моей новой должности - выстраивание отношений, обеспечение положительного взаимного восприятия разных групп и образование сильных сообществ. Для достижения этих целей используется широкий спектр средств.
- Очевидно, что, несмотря на то, что ислам - часть западной культуры, все разногласия еще не преодолены. В течение последних десяти лет исламу и Западу пришлось сталкиваться по многим вопросам, что было вызвано терактами 11 сентября, войнами в Ираке и Афганистане. Тогда тоже уделялось большое значение выстраиванию конструктивного диалога с мусульманским сообществом. По вашему мнению, то, что происходит сегодня, имеет более положительную тенденцию? Достигли ли мы сейчас большего взаимопонимания, чем 10 лет назад?
- Я работаю в этой области с 2003 года. И мое мнение таково, что ни в какой другой период времени за всю историю США мы не были так тесно связаны с мусульманским сообществом, как сейчас. Особенно после того, как действующий президент назвал развитие отношений с мусульманами приоритетными. Важно понять, что сейчас многие тенденции находятся в постоянном изменении. Прежде всего, с точки зрения правительства, мы не рассматриваем мусульман как монолитное сообщество, а напротив, как совокупность очень разных групп.
Мусульмане представлены в любом сообществе в мире, поэтому то, как правительство Соединенных Штатов понимает и говорит о существующих проблемах, действительно важно. Президент Барак Обама, находясь в Каире, сказал, что мы относимся к людям с уважением, и что мы также уважаем разнообразие сообществ во всем мире. То есть мусульманин, живущий в Кении, также важен для нас, как и мусульманин, живущий в Марокко, Индонезии, Бразилии или Дании. Кроме того, с развитием информационных технологий картина мира значительно изменилась: например, события в Копенгагене влияют на людей в Кабуле. Поэтому, мы стремимся к тому, чтобы познакомиться с блоггерами, молодыми онлайн-предпринимателями и многими другими людьми, которые составляют гражданское общество. Мы стремимся понять различия и изучить это новое поколение.
- Соединенные Штаты прилагают огромные усилия, чтобы выстроить отношения с мусульманами по всему миру. Это взаимодействие носит положительный характер, но до определенной степени многое является продуктом различных событий прошлого десятилетия. Поэтому вопрос состоит в следующем: что происходит с этим взаимодействием, учитывая, что Соединенные Штаты уходят из Афганистана, и уже ушли из Ирака? Как американское правительство планирует продолжить углубление отношений в 2013 году и в будущем?
- Это важный и ключевой вопрос. Выстраивание взаимовыгодных отношений во всем мире - часть нашей стратегии национальной безопасности. Это не побочный продукт политики. Госсекретарь подчеркнула важность долгосрочных инвестиций в молодежь во всем мире. Для США это не дань моде, а долгосрочный проект по изучению демографии молодежи, рост которой наблюдается во всем мире. 62% населения в мире составляют люди моложе 30 лет. Госсекретарь объявила, что работа с молодежью является приоритетом политики США. Она ведется различными путями. Разнообразие программ и проектов, которые мы предлагаем, очень обширно. Говорим ли мы о науке и технике, предпринимательстве, образовании, социальных сетях или каком-либо вопросе внешней политики, мы ориентируемся в первую очередь на молодежь.
При многих посольствах есть молодежные советы. Дипломаты и политики на местах используют потенциал сетейFacebook и Twitter, согласно установке госсекретаря о качественно новой политике XXI века. Эта политика - предпринимательская дипломатия. Вот, что означает быть дипломатом в 2012 году! Мы не просто используем старые неэффективные методы, а стараемся подходить творчески ко всему, что делаем.
Для нас очень важно осознать, что у молодежи есть способность встряхнуть окружающую реальность. Я называю это молодежными волнениями. Молодые люди хотят быть услышанными. Их идеи ценны! Большое значение это имеет не только для них, как для группы, но и для нашего правительства, потому что мы стремимся к пониманию того, что действительно важно. Таким образом, это - долгосрочный проект американского правительства. Несмотря на то, что виды инициатив и их форма могут измениться со временем, наш интерес к налаживанию контакта с молодежью останется неизменным.
- Вы много говорили и о молодежи, и о социальных сетях, поэтому хочу вас спросить об Арабской весне. Был ли такой масштаб событий для вас неожиданностью? Как ваш отдел отреагировал на происходящее? Каким образом случившееся было использовано США для того, чтобы продолжить политику в отношении молодежи?
- Не думаю, что можно было предсказать Арабскую весну. Тем не менее, хотелось бы заметить, что, если взглянуть на молодежное пространство во всем мире, почитать, что пишут в соцсетях Facebook и Twitter, если почитать блоги, если уделить достаточно внимания этому молодому поколению, вас не удивит, что они хотят быть услышанными. Их будущее очень отличается от будущего их родителей. В мире, где у 4/5 населения есть мобильный телефон, Facebook мог бы быть целой страной и занимал бы 3 место в мире по величине! У молодых людей есть возможность наблюдать за тем, что происходит в мире, и они хотят быть частью этого, не дожидаясь указаний правительства о том, что они могут что-то делать. Сейчас появилось много социальных предпринимателей, которые не ждут, пока кто-то сделает за них то, что они делают уже сейчас. Например, кто-то убирает мусор, кто-то ищет пути очистки питьевой воды, кто-то решил разработать программы для обучения чтению людей из трущоб.
И давайте не будем забывать, что молодежь на ближнем востоке - часть той большой мировой группы, которая требует одних и тех же вещей - основных прав и свобод, возможности реализовать свои самые смелые мечты.
- Говоря о молодежи, что вы можете сказать о студентах Флетчеровской школы права и дипломатии и о будущем поколении политиков? Что им нужно принимать во внимание при работе с вопросами, касающимися мусульманских сообществ по всему миру?
- Я рада, что вы задали этот вопрос, поскольку есть несколько важных моментов, которые необходимо отметить. Как раз недавно я выступала перед студентами Флетчеровской школы и говорила о предпринимательской дипломатии. Необходим творческий подход к тому, как мы используем различные инструменты. Мы не в 1930, а в 2012, поэтому должны мыслить креативно.
- Вы говорили о гражданской дипломатии, активности сообществ, но что же происходит у нас в США? Недавно критике подверглась полиция Нью-Йорка по вопросу тайной слежки за мусульманами в Нью-Йорке и Нью-Джерси. Получают ли такие истории распространение среди других мусульман в мире? Осложняет ли это работу вашего отдела?
- Нельзя сказать, что США - изолированное сообщество, напротив, никогда еще наше государство не привлекало столько внимания. Например, священник из Флориды, Терри Джонс однажды пригрозил сжечь Коран. Случай получил столь большую огласку в СМИ, что последствия ощущаются даже сейчас, спустя год после происшествия.
Где бы я ни была - в Кении, Судане, Юго-Восточной Азии - люди спрашивают об этом. Для них - это поведение типичного американца. Они уверены, что все американцы тоже хотели бы сжечь Коран. Поэтому нельзя забывать, что нужно быть бдительными - все, что мы пишем и говорим, подвергается анализу со стороны поколения молодых мусульман по всему миру.