После 2003 года Грузия начала активно проводить реформы, чтобы приблизиться к стандартам НАТО. Весной 2008 года на Бухарестском саммите НАТО, Грузии было обещано членство в альянсе.
Сегодня Грузия считается перспективным кандидатом в НАТО. Грузинская политическая элита и экспертное сообщество, ждет серьезных результатов от саммита НАТО в Чикаго, США.
В Чикаго Грузия примет участие в трех встречах – во встрече ISAF по Афганистану, во встрече 13 партнеров НАТО, которые участвуют в операциях НАТО и во встрече стран аспирантов на уровне МИД.
Саммит НАТО планируется на 20-21 мая 2012 года. Президент Грузии Михаил Саакашвили как раз накануне начала саммита вылетел в США.
В свою очередь, не только Грузия, но весь Южно-Кавказский регион остается в центре внимания Североатлантического альянса. Особый интерес НАТО к региону, подтверждает посещение Тбилиси, Еревана и Баку представителем генсека альянса по вопросам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймса Аппатурая.
Оптимизм властей
Правящий политический класс Грузии оптимистично настроен к процессу интеграции Грузии в НАТО. Власти Грузии имеют серьезные ожидания от саммита НАТО в Чикаго.
Вице-премьер Грузии, госминистр по реинтеграции Экатерина Ткешелашвили в ходе своего визита в США, провела встречи с представителями Конгресса США. По словам Ткешелашвили, на саммите в Чикаго, Грузия впервые будет представлена в статусе страны-аспиранта НАТО, а не в качестве партнера блока.
«Мы переходим в следующий этап сотрудничества», – считает вице-премьер Ткешелашвили.
По словам представителей властей Грузии, страна не нуждается в предоставлении Плана Действий по Членству (ПДЧ-MAP) на Чикагском саммите. По словам представителей грузинского правительства, существующий формат ежегодного плана и уже работающей комиссии Грузия-НАТО представляют собой достаточные инструменты и механизмы для интеграции Грузии в альянс.
Посол Грузии в США Темур Якобашвили, также оптимистично настроен. По словам Якобашвили, на Чикагском саммите НАТО будет зафиксирован прогресс Грузии на пути интеграции.
«Мы бы хотели, чтобы был зафиксирован не только наш прогресс, но чтобы Грузия участвовала в двух разных форматах – на уровне глав государств и встрече министров иностранных дел в формате стран-аспирантов», – заявляет Якобашвили ТВ «ПИК».
Грузинский вице-премьер по вопросам Евро интеграции Георгий Барамидзе считает, что Грузии понадобятся еще несколько лет, чтобы достичь высокой планки, установленной для нее по условиям интеграции в альянс.
«Для Грузии эта высокая планка установлена по ряду причин», – отмечает Барамидзе. По его словам, на саммите в Чикаго, Грузия будет представлена как страна-аспирант наряду с Черногорией, Боснией-Герцоговиной и БЮР Македония.
«У них есть МАР (План действий кандидата в члены НАТО), однако у Грузии есть аргумент весомее – комиссия Грузия-НАТО, которая вполне может, позволит вступление Грузии в альянс и без МАР, если мы достигнем стандартов НАТО», – утверждает Георгий Барамидзе.
В свою очередь глава МИД Грузии Григол Вашадзе согласовал с госсекретарем США Хиллари Клинтон текст итогового заявления по Грузии. Данное заявления содержит требование вывода российских войск из Абхазии и Цхинвальского региона (с точки зрения России – Южной Осетии).
Осторожный оптимизм западных партнеров Грузии
Западные партнеры Грузии крайне осторожно комментируют вопрос будущей интеграции Грузии в НАТО.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в своем интервью Радио «Свобода» утверждает, что союзники четко признают достижения Грузии, и ее внесенный вклад.
«Чикагский саммит не будет саммитом расширения, но мы обязательно признаем тот прогресс, которого достигла Грузия за последние годы…Мы признаем этот прогресс в декларации саммита. Мы также очень четко признаем вклад Грузии», – заявил генеральный секретарь НАТО.
По его словам, Грузия также примет участие во встрече стран аспирантов на уровне министров иностранных дел. «Ни одна третья страна, ни одна третья сторона не может принимать решения вместо НАТО. Решением НАТО является политика открытых дверей, и двери НАТО остаются открытыми. Мы еще раз повторим это в Чикаго», – заявил генсек альянса.
В свою очередь, сенатор от республиканской партии Джон Маккейн, активно поддерживает стремления Грузии в НАТО. Маккейн направил госсекретарю Хиллари Клинтон послание, в котором призывает власти США активно поддержать Грузию на Чикагском саммите НАТО.
«Призываю Вас продолжить дипломатические усилия, чтобы убедиться, что на этом саммите будет отмечен существенный прогресс Грузии на пути интеграции в НАТО, и это будет хорошей возможностью для членства Тбилиси», – утверждается в послании Джона Маккейна.
А другой сенатор Ричард Лугар предложил конгрессу США законодательную инициативу, которая касается не только Грузии, но и других аспирантов. В законодательной инициативе предлагается выработка «дорожной карты», для ускорения приема в НАТО Черногории, БЮР Македонии, Боснии-Герцоговины и Грузии.
Территориальный аспект
Немецкий политолог Штефан Майстер, эксперт Германского общества внешней политики, весьма скептически относиться к будущему Грузии в НАТО. По словам Майстера, Грузия войдет в НАТО только после решения территориальных вопросов.
Эксперт уверен, что Грузия не станет членом НАТО, пока у нее территориальные проблемы. «Главной проблемой на пути интеграции Грузии в НАТО – территориальные конфликты. У НАТО не будет нового члена, у которого есть такие проблемы.
Так что пока Грузия не решит территориальные проблемы, она не станет членом североатлантической организации. Можно назвать и множество других причин, но главной проблемой является эта. Вопрос в том, примет ли Грузия эту реальность», – считает Майстер.
Противоположное мнение имеет заместитель секретаря совета безопасности Грузии Бату Кутелиа, которые считает процесс интеграции Грузии в НАТО и процесс решения территориальной проблемы параллельными вопросами.
«Процесс деоккупации Грузии и интеграции в евроатлантические структуры идет параллельно. Процесс успешной евроатлантической интеграции очень важен для того, чтобы политика деоккупации была осуществлена более эффективно», – утверждает Кутелиа.
По словам Кутелиа, Грузия в НАТО войдет территориально единой.
Другой американский эксперт, вице-президент Атлантического Совета США Дэвид Вильсон на заседании полкомитета Конгресса США по вопросам НАТО и Европы заявил, что альянсу не стоит отказывать Грузии в членстве в НАТО в связи с территориальной проблемой с Россией.
«Тем самым мы предоставим России право на вето на процесс расширения НАТО» – считает Вильсон. Главным аргументом к своим доводам, он использует германский пример. По его словам, Германия была принята в альянс, будучи разделенной на две части.
«Думаю, решение Бухарестского саммита, согласно которому Грузия станет членом Альянса, было значительным для урегулирования проблем на Южном Кавказе….Мы должны создать необходимую среду для диалога по вопросам Абхазии и Южной Осетии», – утверждает Дэвид Вильсон.
Тревога России
В экспертном сообществе бытует мнение, что в 2008 году предоставление Грузии ПДЧ сорвалось именно из-за российского влияния на некоторые государства Западной Европы. В России часто делаются заявления тревоги по поводу перспективного вхождения Грузии в НАТО.
«Сейчас по-прежнему НАТОвские партнеры в своих документах упоминают Грузию среди аспирантов так называемых. У нас это вызывает недоумение и, честно говоря, настороженность, потому, что процесс ремилитаризации Грузии после войны 2008 года идет очень быстро» – заявил глава российского МИД Сергей Лавров.
По словам министра, это все вызывает тревогу, так как «мы не хотим очередной дестабилизации на Южном Кавказе.
Российский политолог Сергей Маркедонов, в своей статье «Североатлантические перспективы Грузии: идеология и прагматика» активно обсуждает перспективы вступления Грузии в НАТО.
«…не один серьезный американский политик не будет его игнорировать, понимая, что членство Грузии в НАТО для Москвы гораздо больше, чем просто раздражающий фактор. Это – открытое покушение на особые интересы РФ в Евразии», – считает Маркедонов.
Абхазский политический деятель Вячислал Чирикба выделяет несколько аспектов, которые вызывают неприемлемое отношение России к расширению НАТО на Южный Кавказ: первый аспект, это образование вокруг России т.н. санитарного кордона, что конечно тревожит Россию. По словам Чирикба, за Грузией, в НАТО войдут Азербайджан и Армения, что полностью вытеснит Россию из Южного Кавказа.
В качестве второго аспекта абхазский эксперт Чирикба, определяет потенциальную возможность решения Грузией территориальных проблем силовыми методами, что в обязательном порядке приведет к конфронтации России с НАТО.
И наконец, третьим аспектом Чирикба выделяет вопрос Северного Кавказа. По словам эксперта, интеграция Грузии в НАТО станет существенным фактором эрозии российской власти на Северном Кавказе.
Резюме
Чикагский саммит еще раз подтвердит союзнические отношения Грузии и НАТО. Данная позиция альянса естественно не понравиться российскому политическому руководству.
Возвращение Владимира Путина в Кремль, еще больше усугубит кризис отношений России с США и Западом.
«Грузинский вопрос» еще раз будет озвучен с высокой трибуны НАТО в Чикаго. Актуальность «грузинского вопроса» все больше набирает обороты в отношениях Запада и России, вопрос Грузии, наряду с вопросами ПРО в Европе, вопросами Ирана и Сирии, начинает занимать свое «скоромное» место в геополитических противоречиях Запада и России.