Кто не в курсе -- и с десятого раза не догадается, что находится в этой большой палатке. А находится в ней мечеть. Главная московская мечеть.
Дело в том, что с 2005 года идёт реконструкция московской соборной мечети на проспекте Мира около Олимпийского спорткомплекса. Учитывая, сколько людей из Средней Азии и Кавказа живёт и работает в Москве, старая, построенная в 1906 году, мечеть перестала вмещать всех желающих.
Насколько я помню, первоначальный план реконструкции включал старую мечеть в новый комплекс. Поэтому, пока возводили новые объёмы, люди продолжали пользоваться старым молельным помещением. Потом план был изменён -- и осенью 2011 года старую мечеть, несмотря на протесты многих прихожан и общественности, быстренько снесли. Чтобы как то компенсировать отсутсвие помещения для молитвы, и был возведён этот временный павильон.
На нижней фотографии за временной мечетью высятся минареты нового комплекса. Законченные, они будут возвышаться на 75 метров. Всего на 5 метров ниже колокольни Ивана Великого. Я говорю это без всякого подтекста и намёков -- просто для сравнения. Лично меня не пугают и 100-метровые минареты. Для меня главное не высота, а архитектурное изящество, красота. К сожалению, именно этого я пока в возводимых остовах не нахожу. Но мечеть городу нужна. Однозначно.
Светло-зелёный корпус слева от минаретов -- возведённое в середине 1990-х годов здание Духовного управления мусульман европейской части России. Там же находится медресе, готовящее религиозные мусульманские кадры.
Вообще я приехал на проспект Мира не в мечеть, а по совсем другим своим делам. Но в глаза сразу бросилось обилие восточных мужчин в районе спорткомплекса. Первые же попавшиеся пацаны объяснили: Сегодня пятница.
Представьте себе, из-за всех этих праздничных перестановок я забыл, что сегодня пятница.
Пятница для мусульманина -- молитвенный день. Пятничная молитва -- особенная. Это -- как воскресная служба у христиан.
Рядом с мечетью расположен магазин халяльных, т.е. приготовленных согласно исламским правилам и традициям, продуктов. Это я объясняю вывеску на нижней фотографии.
Вот здание Духовного управления крупным планом.
Уже на подходах к мечети вокруг спорткомплекса раскинулся импровизированный рынок. Торгуют благовониями, дисками с молитвами, какими-то халяльными продуктами...
Случайно разговорились с человеком по имени Сеид. Спросил его, как пройти к мечети -- потому что из-за стройки там достаточно путанные переходы. Он, увидев фотоаппарат, поинтересовался: Хотите фотографировать?
И предложил согласовать этот вопрос в Духовном управлении. Согласование отняло 2-3 минуты. Меня только попросили не снимать людей крупным планом -- потому что это не всем нравится. И не мешать молиться. Как приятно иметь дело с нормальными вменяемыми людьми! А то, бывало, в разных местах не раз пытались выяснить, не связал ли я с ЦРУ, Госдепом, массонами...
Ниже фотографии вестибюля Духовного управления. Эти надписи арабской вязью, как я понял, воспроизводят имя Аллаха в различных каллиграфических традициях.
Ящик для пожертвований -- садаки. В синагогах на похожих ящиках написано "Цдака". Вера и христиан и мусульман имеет общие, уходящие в иудаизм, корни.
Люди то сидят на коврах по всему залу, то встают и собираются ближе к мулле. То стоят прямо, то одновременно склоняются в поклоне. Я сел в уголочке. В зале собрались люди разных национальностей. Подозреваю, что многие из них, как и я, не понимали текст молитвы, но, в любом случае, они знали традиции и какие-то ключевые слова, которые позволяли им принимать участие в церемонии. Жалею, что не поинтересовался, на каком языке вообще ведётся богослужение -- на арабском или, скажем, татарском... Или, часть так, часть так...
Огороженный занавесом угол слева -- это для женщин. Если нет возможности сделать для них отдельный балкон или антресольный этаж -- обходятся занавеской. Но деление на мужскую и женскую половину в мечети обязательно.
Не знаю, насколько здесь тепло и уютно зимой, но чисто внешне системы отопления и вентриляции внутри помещения выглядят вполне солидно и убедительно.
В мечети сразу бросается в глаза большое количество молодых ребят. При том, что православные храмы заполнены в основном пожилыми женщинами. Опять же, ни на что не намекаю -- просто констатирую увиденное. Вот в углу за низеньким столиком сидит парнишка лет 17-18 -- и переписывает в тетрадку из учебника арабский текст. Говорит, каждую пятницу приходит в мечеть заниматься арабским языком. Вот пацаны листают лежащие на этажерке в свободном доступе книги.
Как видите, служители Аллаха не гнушаются достижений техники. При мне телевизор не включали, но, думаю, он стоит здесь вовсе не для красоты. Интересно, а использует ли в богослужениях мультимедийные достижения человечества хоть один православный батюшка? А если кто-то использует, или решит использовать -- как на это отреагирует начальство?
Обувь перед входом в мечеть надо обязательно снимать. Оставляют её на полках в специальных сенях или прямо на крыльце. Естественно, я тоже разулся. Старался, как и договаривались, никому не мешать, но люди видели, что я фотографирую. Никто по этому поводу не сказал ни слова. Только человек, которому я сам задавал вопросы, спросил, совершал ли я перед входом в мечеть омовение. А потом объяснил, что даже, если я не мусульманин, то надо зайти в специальный зал и омыть руки и лицо. В мечети так принято. Я искренне пообещал, что учту его замечания. Кстати, например в Турции я именно так и делал. А здесь, грешен, запамятовал.
Это небольшой рынок во дворе мечети, где торгуют специфическими мусульманскими товарами: одеждой, продуктами, религиозной литературой...
Я не понял ни одного слова из молитв, но я понимаю, о чём могут молиться разумные люди, хоть в 7-м веке от рождества Христова (когда жил пророк Мухаммед), хоть в 21-м. О мире, покое, благополучии и достатке для своих детей и внуков... И для соседских детей и внуков. Потому что, если наши дети будут богатые, а соседские бедные -- то эти соседские дети попытаются отнять всё у наших детей. И нарушат их мир и покой. Поэтому умные люди просят благополучия не только для себя, но и для всех людей сразу. Независимо от их цвета кожи, национальности, вероисповедания...