Доклад на «Всероссийском союзе мусульманок» главного редактора женского исламского журнала «Мусульманка» Гюльнар Джемаль.
Сегодня каждая участница съезда получила в подарок последний номер женского исламского журнала «Мусульманка». Многие сестры знают наш журнал и мне очень приятно пообщаться со своими читателями.
Мы издаем этот журнал как для самих мусульманок, так и для тех, кто интересуется Исламом. Журнал называется «Исламский», это означает, что мы не относимся к какой-то определенной правовой школе или направлению в Исламе. Наша задача — донесение адекватной информации о нашей религии в целом, и мы особенно приветствуем, когда наши авторы иллюстрируют свои мысли высказываниями ученых разных правовых школ. Замечу в скобках, что они, как правило, совпадают.
Мы стремимся в первую очередь объединить российскую умму, рассказать о выдающихся ее достижениях, о самых интересных личностях. Для этого мы ездим по стране, знакомимся с разными мусульманскими общинами, встречаемся с активистками мусульманками. Хочу сказать, что на сегодняшний день многие регионы нашей страны весьма преуспели в своей работе по возрождению Ислама, сердце радуется, когда видишь активных образованных мусульман и мусульманок, сумевших наладить свою жизнь в согласии с Исламскими установлениями.
Я вспоминаю, как около 20 лет назад на первой волне исламского возрождения начала пробуждаться активность мусульман. Конечно 70 лет запрета на религию сделали свое дело, менталитет мусульман, живших на территории бывшего СССР, имел свою специфику, люди очень плохо знали свою религию, путали ее с национальными традициями, разными суевериями и нововведениями.
Слава Аллаху, с тех пор многое изменилось, подросло новое поколение, у которого с детства была возможность изучать религию, многие получили исламское образование в России и за рубежом. Вид женщины в хиджабе уже не столь экзотичен для большинства россиян. При желании и возможности любой мусульманин может совершить хадж, а также посетить разные исламские страны и увидеть, как живут мусульмане по всему миру. Все это помогло выходу российских мусульман из того маргинального состояния, в котором они находились 20 лет назад.
Но трудности все еще есть, отчасти, это проблемы, присущие всей исламской умме, отчасти, чисто российские. Осознать суть этих проблем, правильно их сформулировать и найти способы для их решения — это также одна из наших задач.
Если говорить обобщенно, то главные из них — это:
— исламофобия, ложный имидж Ислама, навязанный СМИ.
— низкий уровень религиозного образования среди мусульман;
— разобщенность и социальная пассивность нашей уммы.
— ее правовая незащищенность
Имидж
Что касается имиджа, главная наша боль на сегодняшний день заключается в том, что самая миролюбивая и жизнеутверждающая религия Ислам порой ассоциируется у малограмотного обывателя с такими словами как терроризм, экстремизм, фанатизм и пр. Трагические события на Кавказе разумеется этому поспособствовали, свою негативную лепту внесли российские СМИ. Сегодня исламофобская пропаганда несколько поутихла, но достаточно одному провокатору бросить какую-нибудь вызывающую реплику, и все может начаться вновь. Что делать нам, как держать себя при проявлении исламофобских настроений? Прежде всего, не озлобляться в ответ, пусть наши добрые дела и постоянная просветительская работа медленно, но верно делают свое дело.
Отдельно хочется сказать об имидже мусульманки, который все еще бытует в массовом сознании. Как я уже отметила, в этом вопросе есть некоторое продвижение. Слава Аллаху, все чаще можно встретить соблюдающую мусульманку, современно одетую, преуспевшую в бизнесе, науке или общественной деятельности. Но у людей по-прежнему остается масса предрассудков на эту тему.
Наша задача — формирование адекватного образа женщины в Исламе. И это касается как восприятия мусульманок остальным обществом, так и того, как наши сестры сами воспринимают себя.
Прежде всего, мусульманка имеет право быть активным и полноправным членом общества.
Традиционно критики Ислама особо фокусируют свое внимание на якобы забитом и бесправном положении женщин в исламском обществе. И, к сожалению, у них для этого есть основания.
У многих российских мусульман, и не только у российских, сложился неправильный стереотип отношения к женщине, как к существу, прикованному к дому. Это отношение отчасти берет начало из архаичных традиций, отчасти из неправильной трактовки исламских источников.
Никто не станет оспаривать тот факт, что главное предназначение женщины с точки зрения Ислама — это быть хранительницей очага, заботящейся о муже и детях. Но исламская история знает немало примеров из жизни мусульманок, которые были и правительницами, и учеными, и врачами и учителями. Сегодняшний упрощенный быт и доступность образования дают нам новые возможности, и было бы неправильно ими не воспользоваться.
Знания
Здесь мы подошли к самой главному вопросу, решение которого поможет нам разобраться и со всеми остальными проблемами. Речь идет, конечно, об образовании. И не только исламском.
«Скажи: „Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?“ Воистину, поминают назидание только обладающие разумом».
Информация сегодня доступна как никогда. Но получение информации и овладение знанием — это не одно и тоже. Для того, чтобы мусульманке занять должное положение в современном обществе, ей предстоит не только усвоить энное количество килобайтов информации, но и научиться самостоятельно думать, грамотно вести диалог. Уметь, когда надо, культурно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, а, когда надо, проявить терпение и выдержку.
Но главное, к чему следует стремиться, это формирование отношения к Исламу как к образу жизни. Часто приходится сталкиваться с формальным отношением к Исламу, как к набору ритуальных действий, совершаемых в торжественных случаях. Ведь истинно верующий — это тот, кто каждый свой шаг, каждую мысль и каждое переживание соизмеряет с мыслью о Всевышнем.
Правовой аспект
Очень часто приходится сталкиваться с правовой незащищенностью наших российских мусульманок. В первую очередь, это касается института брака.
Самый распространенный пример, с которым нам в нашей редакции приходится сталкиваться, это истории «вторых жен». Не всегда наши братья мусульмане поступают благородно и в соответствии с законами шариата, и женщины оказываются тогда в крайне тяжелом положении.
Сюжет развивается примерно следующим образом: молодая девушка или разведенная женщина соглашается стать второй женой. Читается никях, муж, чаще всего приезжий, поселяется у жены и начинает жить за ее счет, иногда даже отложив передачу обещанного махра. Потом он либо пропадает, либо начинаются ссоры, а когда речь заходит о разводе, он отказывается его дать, и даже может пригрозить отобрать детей, если таковые успели появиться.
Что можно сделать в такой ситуации?
Прежде всего, необходимо, чтобы сами женщины знали о своих правах в Исламе, о высокой степени защищенности женщины в шариатском законе. Также необходимо создавать структуры, куда могли бы обратиться такие женщины, ведь далеко не всегда рядом есть грамотные и авторитетные люди, способные разрешить такие конфликты.
СМИ
Что же нам надо конкретно делать, чтобы как-то улучшить положение дел?
Инициативы Союза мусульманок могут быть самые разные. Это и образовательные и воспитательные программы, и организация правовой помощи, и психологическая помощь.
Как представитель печатного издания, представитель СМИ, я хочу отдельно высказать пожелание по поводу работы в этом направлении.
У нас катастрофически не хватает и печатных изданий, и аудио-видео продукции должного уровня. То, что к нам привозят из арабских и других исламских стран, часто не соответствует нашему российскому менталитету.
Полагаю, что Союз мусульманок должен принять самое активное участие в создании такой продукции.
Отдельная тема — наше телевидение. Сейчас ни одна верующая мать (будь то мусульманка или христианка) не может спокойно оставить своего ребенка перед голубым экраном, откуда идет постоянная пропаганда свободного секса, насилия и потребительской идеологии. Почему до сих пор у нас нет исламского канала, где на русском языке будут идти как развивающие, и образовательные программы, так и развлекательные передачи, фильмы и мультфильмы для детей.
В заключение я хочу сказать, что в нашей стране, особенно в крупных городах, очень трудно вести работу по распространению Ислама на должном уровне, потому что люди крайне замкнуты и разобщены. «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя»
Но мы взываем к Всевышнему, чтобы Он так организовал обстоятельства жизни своим промыслом, что независимо от частных желаний и склонностей, мусульмане были бы вынуждены вернуться к пониманию общности своей судьбы и к тому, что их жизнь обретает смысл только благодаря причастности к умме.